издательство П.П. Сойкина

Источник

Даниил

Даниил – пророк, происходил из Иудина колена. Во время нашествия на Иеру­салим Навуходоносора, в числе других юношей, в качестве заложников, был взят и Д. и, как юноша знатного рода, попал к царскому дворцу, где получил блестящее образование по тому времени, причем ему дали новое халдейское имя Валтасара. Вскоре Д. выдвинулся при двор­це, напомнив Навуходоносору забытый им и сильно мучивший его сон и истолковав его. У древних была очень сильно развита вера в сновидения и потому истолкова­тели, обыкновенно – жрецы, занимали при дворе высокое положение. Но затем за отказ вместе с 3 друзьями поклониться статуе Бел-Меродаха, патрона царя, был ввержен в огненную печь вместе с друзьями, но был чудесно спасен Богом; этот факт сильно поразил Навуходоно­сора, он прославил их Бога, а отроков назначил на высокие должности. Вскоре Д. истолковал новый сон царю, в ко­тором предсказал Навуходоносору страш­ную болезнь, которая, вскоре его и по­стигла. При царе Дарии Мидянине, Даниил, по наветам врагов, был заключен во львиный ров, но и на этот раз Д. был чудесно спасен Богом. С тех пор положение его при дворе окончательно упро­чилось, он стал влиятельным сановни­ком при дворе Дария и преемника его Кира. Когда Кир возвратил иудеев из плена, Дан. не вернулся на родину по пре­клонности своих лет и потому, что в нем нуждались его соотечественники, оставшиеся в Вавилоне. Д. жил очень долго, скончался в глубокой старости – свы­ше 90 лет. Он был последним из че­тырех великих еврейских пророков, живших в эпоху вавилонского плена, одной из самых крупных ветхозавет­ных личностей последнего периода. Он жил и действовал при Навуходоносоре, Валтасаре, Дарии Мидянине и Кире, изрек при них несколько замечательных про­рочеств о будущей судьбе языческих царств и мессианского. Три города: Вави­лон, Экбатана и Сузы оспаривали друг у друга место его погребения. Книга прор. Дан. – содержит 2 части. В 1-ой история его жизни и деятельности, во-второй – излагаются бывшие ему видения о судьбе Иудеи и языческих царств. 1-е видение 4 животных, означающих 4 царства в их последовательности: вавилонское, мидо-персидское, македонское и сиро-египет­ское; 2-ое видение овна и козла – символы мидо-персидского и греческого царств, 3-е видение – о семидесяти седьминах и, нако­нец, 4-е о будущей судьбе еврейского на­рода. Обе части книги пр. Д., различные по содержанию, раскрывают одно учение о всемирном царстве Божием и Сыне чело­веческом. Автором книги был, несо­мненно, сам Д., но она позже была иска­жена переводчиками с еврейско-арамей­ского оригинала. Вольный перевод чере­дуется с добавлениями, опущениями и иногда прямым непониманием оригинала, приводящим к его искажению и обнару­живающим в переводчике отсутствие исторических знаний, а иногда и прямую тенденциозность (IX гл). Все эти неточно­сти перевода послужили причиною того, что церковь отвергла книгу Д. в Алексан­дрийской редакции и приняла ее в переводе Феодотиона.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle