издательство П.П. Сойкина

Источник

Гуситы

Гуситы – приверженцы и последователи Яна Гуса, боровшиеся в области религии из-за чаши (причащение под обоими ви­дами) и в политике – против немецкого господства над чехами. Последователь Гуса, Яков из Мизы, ввел причащение под обоими видами, но собор 15 июля 1415 г. предал анафеме тех, кто защи­щал это учение. В Праге произошли на­родные волнения, при которых подверглись оскорблениям священники и монахи, на которых падало обвинение в казни Гуса. В сентябре 1415 г. все дворянство Чехии и Моравии подало грамоту королю, жалуясь на сожжение Гуса, считая его правым и поклялось защищать сообща свободу про­поведи в своих имениях, епископским же приказам повиноваться, если они соглас­ны с Писанием. Образовавшаяся сильная партия получила название гуситов, при­знала Гуса мучеником и установила па­мять его 6 июля, ввела употребление ча­ши, за которую высказался и университет. Собор старался подавить это движение, но безуспешно; движение развивалось с большой силой в двух центрах: в Праге, где оно шло сверху от знати – вниз к народу и в городке Аусти, из которых возник Табор, где движение было радикальнее и демократичнее. Отсю­да они разделились на 2 партии: одна – каликстинцы (чашники) или утраквисты (sub utraque), или пражцы, которые готовы были помириться с римской церковью, если она позволит им причащение под обоими видами, проповедь на чешском яз., введет дисциплину среди духовенства и заставит его отказаться от церков­ных имений; другая партия – табориты, ко­торые, кроме этих членов, отрицали во­обще церковную иерархию, исповедь перед священником, почитание икон и святых, молитвы за умерших. Пока им угрожала общая опасность, обе партии действовали согласно. В борьбе с внешними врагами чехи имели успех, но вскоре между ними начались несогласия: утраквисты разошлисъ с таборитами, появилось много новых сект. В 1431 г. собрался Базельский со­бор, на который приехали уполномочен­ные от гуситов в числе 300 чел. и по­сле 50-дневных споров был заключен договор, известный под именем праж­ских компактатов, которыми признава­лось причастие под обоими видами в Чехии и Моравии, вводилась дисциплина среди духовенства римского, признавалась свобода проповеди проповедниками, назна­ченными их начальством и епископом и запрещалось духовным лицам владеть имениями и землями для себя, а не для церкви. Табориты не захотели признать пражские компактаты и начали войну про­тив чашников, но при Липави были раз­биты на голову и их вожди пали. Впо­следствии табор и табориты, как партия, прекратили свое существование, а чашники постепенно слились с римской церковью и мало-по-малу заглохло движение, обещав­шее так много и давшее так мало из–за внутреннего несогласия, неурядиц и дрязг.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle