издательство П.П. Сойкина

Источник

Грех

Грех – Ап. Иоанн говорит: «всяк творяй грех и беззаконие творит: и грех есть беззаконие». Ап. Павел считает грех Адама «непослушанием воле Бо­жией», «преступлением» против нрав­ственного закона Божия, откровенного или естественного. Нарушить закон, Божью заповедь можно двояким образом: либо совершать прямо противоположное тому, что сказано в законе или не исполнять требуемых положительных действий в законе. В Св. Писании ясно сказано: «уклонися от зла и сотвори благо». Первый человек был создан Богом совершен­ным по всей своей природе, в нем не было и тени греха, ему была дарована способность к беспрепятственному, посто­янному и нескончаемому совершенствова­нию; для упражнения же нравственной сво­боды и решительного утверждения ее в добре Бог дал первому человеку опре­деленную и положительную заповедь, ко­торой подчинены и духовная и чувствен­ная природа человека. Для этой цели Го­сподь запретил вкушение от плодов одного только «древа познания добра и зла», оградив нарушение заповеди угрозой смертью за преступление ее. Смерть же разумелась и духовная, т. е. отчуждение от жизни Божией, и физическая – разрушение тела. Главная и внутренняя причина про­исхождения греха заключалась в самих прародителях, в их свободе; они нару­шили заповедь не в силу необходимости, не из-за притеснений и угнетений, а по решению собственной свободы; они облада­ли всеми средствами, чтобы противостать всем ухищрениям и обольщениям злого духа. В свободе, по учению Писания, последняя причина и всех грехов, совер­шаемых человеком, поэтому они и вме­няются ему в вину. Грех прародителей, являющийся прототипом всех человече­ских грехов, заключался: 1) в наруше­нии положительной заповеди Божией через вкушение плода с запрещенного дерева – это видимая, внешняя сторона его и во 2) в горделивом разъединении твари со сво­им Творцом, в проявлении непомерного желания достигнуть равенства с Богом и полной независимости от Него. Ука­занными свойствами греха и объясняется его чрезвычайная тяжесть и преступность – столь великая, что для искупления его по­требовалось такое средство, как воплоще­ние и смерть Сына Божия. Грех прароди­телей сопровождался гибельными послед­ствиями для человечества, для всех про­исшедших от согрешивших прародите­лей. Следствиями грехопадения являются: по отношению к душе человека – духовная смерть вследствие лишения благодати Бо­жией, оживлявшей ее высшей духовною жизнью, и повреждение всех сил духов­ной природы человека или помрачение в нем образа Божия; по отношению к телу – болезни и различные несовершенства тела; по отношению к внешнему благососто­янию – осуждение человека на изнурительные труды и скорби, на тяжкую земную жизнь с неизбежной смертью в конце. При­родная греховность, путем рождения пере­ходящая от предков к потомству, вме­сте с виною или осуждением греха в Адаме, известна под именем греха перво­родного или прирожденного. Первородный грех в потомках прародителей не тождествен с грехом самих прародите­лей. Адам, нарушив заповедь Божию, совершил личное греховное действие и повергнул в греховное состояние и свою богосозданную природу, но потомки Адама не участвовали своим сознанием и сво­бодою в греховном действии Адама и поэтому наследственный грех в потом­ках Адама должно полагать не в гре­ховном действии Адама, а в греховном состоянии природы, в котором рождаются люди, в наследственной греховной порче и растлении природы, в которой обитает грех, как некоторое живое начало, с силой влекущее к совершению личных грехов, вместе с виною или осуждением его в Адаме. Эта наследственность гре­ховной природы является первопричиной всех грехов, которые рождаются из самоволия и себялюбия и совершаются сво­бодной волей и поэтому каждый грех вменяется постольку, поскольку человек был свободен в его совершении. Обы­кновенно различают 3 вида грехов: грехи мысленные, зародившиеся в сердце или уме человека, но не перешедшие в дея­ние, грехи словесные, греховныя мысли, получившие выражение в словах и, нако­нец, греховные дела. Сообразно обязан­ностям человека к Богу, ближним и самому себе, различают грехи против Бога (неверие, отчаяние, ересь и др.) и про­тив себя самого (чревоугодие, блуд и др.). От всех грехов отличается грех про­тив Духа Св. или хула на Духа Св. Спа­ситель говорит, что всякий грех может быть прощен человеку, но хула на Духа Св. не простится человеку никогда.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle