издательство П.П. Сойкина

Источник

Греческий распев

Греческий распев имеет в истории русского церковного пения два вида: древ­нейший, известный из безлинейных рукописей – кондакарей, употреблявшихся от конца XI до XIV в., и 2) позднейший, известный из линейных нотных книг, начиная с половины XVII в., до настоя­щего времени. – Мелодия древнейшего гре­ческого распева до сих пор не объяснена и не прочитана, потому что не сохрани­лось ни одной книги, излагающей это пение не кондакарным знаменем, а это кондакарное, с XIV века не слышимое на клиросах нашей церкви, не излагается в наших нотных книгах и потому соста­вляет достояние только археологии. Позд­нейшей вид греческого распева, или согла­сия, явился в русской церкви в XVII веке, благодаря юго-западным певцам и, глав­ным образом некоему иеродиакону Мелетию, который был приглашен царем Алексеем Михайловичем с 1655 г. для обучения певчих греческому пению. Осо­бенно полюбил это пение патриарх Никон; он ввел в богослужение даже текст греческих песнопений. Характер­ными особенностями этого распева служат: живость и свежесть радостного религиоз­ного чувства, задушевная теплота и худо­жественность, с внешней стороны – сво­бода мелодического движения, легкость темпа, мягкость и плавность голосоведения, а в то же время и церковность.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle