Год
Год библейский и церковный. Библейский год обыкновенно обозначается еврейским термином, смысл которого таит в себе идею периодического круговращения. Библейский год исчислялся по фазам луны, которая в Библии называется (Пс. 103:19) знамением, мерилом времени. Это доказывается также зависимостью еврейских праздников Пасхи и Кущей (Исх. 16:10; Лев. 23:34 – 44; Исх. 23:16 сл.; Втор. 16:13 – 15) от лунных фаз. Еврейский год состоял из 354 дней или 12 месяцев по числу синодических оборотов луны, которые называются: 1) Нисан, 2) Иняр, 3) Сиван, 4) Таммуз, 5) Аб, 6) Элул, 7) Тисри, 8) Мархешван, 9) Хмелев, 10) Щебет, 11) Шебат, 12) Адар. Вопрос о начале года весьма спорный: одни ученые считают первым Нисан, один из весен. месяцев (Исх. 12; Лев.23:24; Числ.9:11), который соответствует концу марта до половины апреля; другие – Таммуз, наш сентябрь до половины октября. Более правильно, вероятно, второе мнение, ибо осенью при окончании работ производились расчеты и начиналось новое течение жизни, эра (Лев. 25:9; Исх. 23:10). 2) Год церковный начинается 1-го сентября. Число установил по индикту Константин В. в ознаменование победы над Максентием. Потверждение этому находим у Амвросия Медиоланского (XXIII письмо; XVII гл. тракт. Ной и Ковчег), в одной коптской проповеди об усекновении главы Иоанна Предтечи и у Афанасия В., который по индикту и определяет год Антиохийского соб. (341 г.) и в греческих евангелиях апракос. Только в остромировом, саввином, глаголитско-ассеманиевом год начинается с 23 сентября. Это объясняется подражанием римлянам, у которых в честь Октавиана-Августа год начинался этим числом. Но по минее и месяцеслову год начинался 1-го сентября, с IX в. по месяцеслову размещали песнопения, стихиры, тропари. Кроме того, церковный год ведется. по неделям от праздника Пасхи, т. е. по Триоди. Русский церковный год начинается также по минее и месяцеслову.