издательство П.П. Сойкина

Источник

Гностицизм

Гностицизм – философское учение, стре­мившееся примирить язычество с христиан­ством. Происхождение этого слова ведется от греческ. «гносис» – знание, сказанное у ап. Павла (1Кор. 13:21) в смысле по­знания путей Божиих в искуплении. Гн. доктрины представляют собою смешение христианской и языческой мысли. Гностики учили, что бездна неизведанного, вечное, невидимое существо, стоит в центре всего, вечно действует и распространяется посредством эманаций в суждениях. Они изменили христианское представление о Троице в великую Триаду, олицетворен­ную в Материи, Демиурге и Искупителе. Высшие истечения, части божественного су­щества, назыв. «зонами». Они расположены в классы в виде символических чисел и образуют союз «плерому», т. е. полноту разума. Г. весьма плодовит различными течениями. Согласно одному – самое послед­нее, совершенное истечение из «полноты разума» это Демиург – сочетание света и мрака, силы и слабости, он сотворил мир, заключил в нем наши души и обременил их материей. Он – одна из высших властей божественного разума, мысли, духа – Искупитель – спасает нас от материи. Согласно другому учению, Де­миург – представитель и орган высшего Бога, посланный Божественным промы­слом специально евреям, в качестве Иеговы. Гностики делили людей на 3 раз­ряда: 1) связанные и ограниченные мате­рией, земные люди, 2) достигающие боже­ственного света, духовные люди или пнев­матики и 3) способные возвыситься до Де­миурга, психики. К психикам относятся иудеи, а истинные христіине суть пневма­тики. Основателями гн. считаются Симон Волхв, Менандр, Церинт. Во II веке в Александрии возникла секта Василидиан, которая приняла 365 эонов или циклов творения; о них упоминают Ириней и Епифаний, Ипполит и Климент Алексан­дрийский. К иудействующим гностикам, кроме Василида, относится и Валентин. Главные представители антииудейских гно­стиков – Сатурнинг или Сатурнил антио­хийский во II в., Маркион синопский. Первый учил, что Христос разрушил Бога иудей­ского и что христианство в корне враж­дебно иудейству и язычеству. Другой ста­вил христианство выше иудейства и языче­ства. Бог есть любовь, за Ним следует немилосердный Бог В. 3. Бог из жало­сти послал Иисуса, но из-за Демиурга X. распинают. Тогда X. уже в аду сбрасывает Демиурга, а себе избирает апост. Павла и дает ему чистое евангелие. К языческим гностикам относятся карпократиане и последователи Симона Волхва с сектами антитактов и николаитов. Затем идут офиты, поклонявшиеся змею, олицетворявшему то зло, то добро. Третья секта языческ. гностиков последователи Иустина. По их учению, женское существо Едема, произошедшее от мужчины, всту­пает в связь с Демиургом. Рожденные от них люди наполняют землю злом, из которого их не могут вырвать про­роки и ангел Варух. Противником зла выступает Христос. Из других сект г. известны: ператы, наасены, сифиане, фивиониты, стратиоки, которые в своих уче­ниях смешивали противоположные идеи политеизма, пантеизма, монотеизма, фило­софские системы Платона, Пифагора, Гераклита, вместе с мистицизмом, демоно­логией и великим учением И. Христа. В общем гност. безусловно можно назвать противниками истинного христианства.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle