сост. Александр Ратшин

Источник

Черниговской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ЕЛЕЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в губернском городе Чернигове, на горе, называемой издревле Болдиною; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Черниговской семинарии. – Св. Антоний Печерский, быв изгнан из Киева в. к. Изяславом, удалился в 1069 году к Чернигову – и там, в необитаемом месте, в Болдиной горе, ископал пещеру, для уединенного пребывания своего. В это время обретена им на сем месте икона Божией Матери, стоящая на дереве ели – и Препод. основал тут обитель, в честь Успения Богородицы, названную после Елецкою, из которой однако ж он вскоре переселился обратно в Киево-Печерский монастырь. Существование обители с тех пор продолжается и доныне.

Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Божией Матери, достопримечательная своею древностью; ибо, быв сооружена св. Антонием еще в 1069 году, находится до сих пор в том же виде, кроме приделов, устроенных, в позднейшее время: а) Архангела Михаила, б) Иакова Брата Божия, в) Рождества Иоанна Предтечи и г) Великомученика Георгия, на хорах. В этом знаменитом храме находится и помянутая обретенная св. Антонием икона Божией Матери, известная под названием Елецкой-Черниговской, которой празднество совершается 5 февраля. 2) Теплая, Апостолов Петра и Павла; существует с 1673 г.

В XVII веке, в числе архимандритов сей обители, был св. Димитрий, в последствии митрополит Ростовский.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Новгород-Северском; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XVI века. – В 1785 году обитель эта была сделана кафедральною архиереев Новгородо-Северской епархии. – Здесь соб. церковь Преображения Господня, в которой находится явленная икона Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1301 году, и называемая Новгородскою; празднество ей совершается 20 декабря.

В числе архимандритов сей обители был с 1699 по 1701 год св. Димитрий, хиротонисанный потом в митрополита Ростовского.

В половине XVIII века здесь жил на покое, и скончался первый архиепископ Переславль-Залеской епархии, Арсений Могилиоланский.

ДОМНИЦКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж., 2 класса, в Черниговском уезде, на берегу реки Домницы; состоит ныне под управлением архимандрита; а прежде начальствовали в нем игумены. Основан в 1696 году, по случаю явления тогда на сем месте иконы Божией Матери; после того был возобновлен графом Ильею Андреевичем Безбородко, около 1786 года, и по именному указу положен в 3 классе.

Здесь соб. церковь Рождества Богородицы, в которой находится помянутая явленная икона, известная под названием Домницкой; празднество ей совершается 8 сентября.

При сей обители бывают ежегодно две ярмарки: в 10 пятницу после Пасхи и 8 сентября.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ-БУТЫРСКИЙ, муж. 2 класса, в Глуховском уезде, при слободе Бутырках; находится под управлением архимандрита. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. церковь во имя Апостолов Петра и Павла.

В XVII веке обителью управляли игумены, между коими был св. Димитрий (что после митрополит Ростовский) и в это время трудился над сочинением Чети-Минеи.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, именуемый НАЗАРЕТ, муж. 2 класса в уездном городе Нежине; состоит под управлением архимандрита. Основан по указу императора Петра Великого, в 1702 году, на иждивение Преосвященного Стефана Яворского, блюстителя Патриаршего престола.

Здесь соб. церковь Благовещения Богородицы, с приделами Сретения Господня и Архидиакона Стефана, освящена в 1716 году, а в 1814 возобновлена.

КРУПИЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в Нежинском уезде в 20 верстах от местечка Батурина, на берегу реки Сейма; состоит под управлением игумена. Основан в XVI веке. В нем две церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, с двумя приделами; тут находится часть мощей Великомученицы Варвары; 2) Преображения Господня, трапезная.

В XVII веке, в числе игуменов сей обители, был Св. Димитрий (что после митрополит Ростовский).

В 1773 году, и около того времени начальствовали здесь уже архимандриты.

Близ сего монастыря, также на берегу Сейма, находится другой монастырь, древнейшего построения, именуемый ВЕТXIЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ-КРУПИЦКИЙ, который состоит под одним с ним начальством.

ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в 4 верстах от уездного города Козельца, на берегу реки Остры; состоит под управлением игумена. Основан в 1654 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Великомученика Георгия, нынешнее здание коей воздвигнуто по указу императрицы Елисаветы Петровны в 1744 году; 2) Преображения Господня, построена в 1811 году.

РЫХЛОВСКИЙ ПУСТЫННО-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Сосниц, состоит под управлением игумена. На этом месте, в 1620 году, обретена на дереве, в лесу икона Николая Чудотворца, которая и находилась тут, в устроенной тогда ж часовне, несколько времени. Окрестные жители, притекавшие к иконе с верою, получали исцеления. К разным чудотворениям прибавилось облегчение от болезни Гетмана Скоропадского: он, в благодарность, устроил здесь на свой счет небольшую деревянную церковь, вмещавшую в стенах своих и пень того дерева, на котором явилась икона. При этой церки поселились три монаха: Евстафий, Елисей и Илия, и ископали для себя в горе пещеру. Наконец, когда число отшельников увеличилось, гетман Богдан Хмельницкий и брат его Василий основали, 1666, в некотором отдалении от первобытной церкви обитель, состоявшую из деревянных строений; а каменные сооружены уже в 1743 году, помощью усердствующих Федора Каченовского и Петра Чижевского. В 1845 году монастырь сгорел – и строения возобновлены вскоре теми же Каченовским и Чижевским.

Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, построенная в 1743 году; в ней находится и означенная явленная икона; 2) Феодора Стратилата, теплая; 3) Иоанна Крестителя над св. вратами; 4) вне монастыря, на месте явления иконы, во имя Николая Чудотворца.

* * *

ВВЕДЕНСКИЙ, женский, 2 класса, близ уездного города Нежина, на берегу реки Остры. Основан женою полковника Стародубского полка, но когда именно, неизвестно. Здесь две церкви: 1) Соб. Введения Божией Матери, 2) Пророка Илии.

МАКСАКОВСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, женский, Единоверческий, 2 класса, близ уездного города Борзны, в местечке Максакове. О времени основания сей обители неизвестно. Сначала она была мужскою – и в это время был здесь, с 1681 года, игуменом св. Димитрий (что потом митрополит Ростовский); а в 1775 году имел тут пребывание Константинопольский Патриарх Серафим, прибегнувший к покровительству России от притеснений Турецкого Султана, и получавший на содержание свое от казны по 2000 руб. в месяц.

В 1786 году Максаковская обитель была уничтожена и помещено здесь заведение для умалишенных; в последствии времени она обращена в женский Единоверческий монастырь, который, по Высочайше-конфирмованному 18 декабря 1843 года положению Святейшего Синода, возведен во 2 класс.

Здесь церковь Преображения Господня, с приделами Успения Богородицы и Архидиакона Стефана.

КАМЕНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, женский 3 класса, в Стародубском уезде, на берегу реки Сновы. Существует с 1687 года и был сначала мужским, под настоятельством игумена, а в женский обращен в 1786 году. Здесь две церкви: 1) Успения Пресвятой Богородицы, в которой находится древний список с чудотворного образа Новодвордской Божией Матери (празднество 20 декабря) и 2) Иоанна Предтечи.

УСПЕНСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городе Глухове. Основан в 1670 году. В нем две церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, 2) Рождества Христова.

МИРОНОВСКИЙ-БОГОСЛОВСКИЙ, женский, заштатный, близ бывшего города Березны. Основан в 1690 году иеромонахом Мироном, и до 1750 года был мужским. Здесь церковь Иоанна Богослова.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж., в Чернигове, бывший с 1785 по 1799 год кафедральным Новгородо-Северских архиереев. (См. церковь Борисоглебская, в Чернигове).

ИЛЬИНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж., в 1 версте от Чернигова. Основан в 1079 году. Здесь две церкви: 1) Живоначальной Троицы, построенная по образцу древних греческих храмов, имеет богатую утварь; 2) Пророка Илии, в которой находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Ильинскою-Черниговскою; она просияла чудотворениями в 1658 году; празднество ей совершается 10 марта и 16 апреля.

В 1785 году, когда Малороссийская епархия разделена на две: Новгородо-Северскую и Черниговскую, то обитель эта, тогда упраздненная, назначена для пребывания Черниговских архиереев – и при сем случае древние ее здания, пришедшие в ветхость, возобновлены.

ПЯТНИЦКИЙ, женский, существовавший некогда в Чернигове. О времени основания его известий нет, а уничтожен в 1786 году. Здешняя церковь, во имя св. Параскевы, именуемой Пятницею, весьма древней архитектуры.

Близ монастыря есть курган (около 80 саж. вышины) под которым, по преданию, погребена какая-то княгиня Домникия или Черниговская, или супруга Рыльского князя Мстислава Глебовича, пришедшего на защиту Чернигова при нападении татар. Эта княгиня, говорят, бросилась с красного терема Спаского Черниговского собора, дабы не попасть в плен неприятелям, и убилась до смерти.

ГАМАЛЕЕВСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., в Глуховском уезде при селе Гамалеевском. Основан в 1714 году и известен был прежде под именем Пустынно-Харлампиевского-Гамалеевского, и находился в последствии во 2 классе, под управлением архимандрита. О времени упразднения его неизвестно. Здесь две церкви: 1) Рождества Богородицы, с двумя приделами, из коих один во имя Николая Чудотворца; 2) теплая, Священномученика Харлампия.

НИКОЛАЕВСКАЯ, пуст. муж., в Глуховском уезде, в 3 верстах от Петропавловского-Бутырского монастыря, к которому и была приписана. Здесь церковь Николая Чудотворца.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-СУРАЖИЦКИЙ, муж., в уездном городе Сураже. О времени основания сей обители, сведений нет; она упразднена в 1786 году и до того времени была управляема игуменами. Здесь, в церкви Благовещения Богородицы, находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Новодворскою, которой празднество совершается 20 декабря; эта икона написана в XIII веке св. Петром, бывшим после Митрополитом Киевским и всея Руси, в то время, когда еще он был игуменом в Волынском монастыре св. Спаса, что на реке Рате, и находилась прежде в Новодворском монастыре (Волынской епархии), а в XVII веке, когда началось гонение от униатов, поставлена в Черниговский Елецкий-Успенский и потом, по устроении Суражицкой обители, перенесена в оную.

КОТАШИНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., в 35 верстах от уездного города Стародуба. Основан в 1692 году. Здесь церковь Сошествия св. Духа, с приделами Успения Божией Матери и Николая Чудотворца, в которой находится чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы. В 1773 году обитель эта была управляема архимандритом. О времени упразднения ее неизвестно.


НИКОЛАЕВСКИЙ-МАКОШИНСКИЙ, муж., в уезде города Сосницы, бывший под управлением игумена. О времени основания сих обителей сведений нет; также и о подробностях, до них касающихся, ничего неизвестно. Все они уничтожены и обращены в приходские церкви в 1786 г.
АНТОНИЕВ-ЛЮБЕЦКИЙ, муж., бывший под управлением игумена.
ТРОИЦКИЙ-КОСТЯНСКИЙ, муж., в бывшем городе Костянске, находившийся под управлением игумена.
РЯБЦЕВСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж., бывший под начальством игумена.
АНДРОНИКОВСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж., бывший под управлением архимандрита.
СПАСКИЙ-КЛЮСОВСКИЙ, муж., находившийся под управлением игумена.
ВОЗНЕСЕНСКИЙ-ПУШКАРСКИЙ, женский, в 65 верстах от Стародуба, где ныне село Пушкари.
УСПЕНСКИЙ-МУТИНСКИЙ, женский, в 40 верстах от уездного города Глухова.
БОГОСЛОВСКИЙ, женский, в уездном городе Козельце.
УСПЕНСКИЙ-ПЕЧЕНЕЖСКИЙ, женский.
ПОКРОВСКИЙ-МАКОШИНСКИЙ, женский, близ Николаевского Макошинского монастыря.

ВЕТХОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Нежина, на острове Красном. Когда эта обитель основана, неизвестно, уничтожена же давно, и была приписанною к Благовещенскому Нежинскому монастырю.

БОГОРОДИЦКИЙ-ТМУТАРАКАНСКИЙ, муж. Он был основан в XI веке св. Никоном, игуменом Киевопечерским, который построил здесь церковь Пресвятой Богородицы и некоторое время пребывал в уединении; потом, собрав иноков и учредив обитель, во всем подобную Киевопечерской, возвратился в Киев. Монастырь этот давно уже не существует. – По розысканиям и соображениям новейших писателей, Тмутараканское Княжение находилось на правой стороне Остра, при соединении сей реки с Десною, где теперь село Старогородка, в одной версте ниже города Остра.

ПОКРОВСКИЙ-ШУМАРОВСКИЙ, или ШУМУРОВСКИЙ, женский, в Мглинском уезде, при селе Шумарове, близ Почепа. О времени основания сего монастыря, сведений нет; он уничтожен в 1786 году. Здесь древняя деревянная церковь – ныне приходская – во имя Живоначальной Троицы, с приделом Покрова Божией Матери; в ней находится издавна чудотворная икона Тихвинской Богородицы. В 1838 году церковь эта, по ветхости, построена вновь, с приделами Тихвинской Божией Матери и Митрофана, епископа Воронежского.

ВЕТXIЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ-КРУПИЦКИЙ, муж., в Нежинском уезде (см. Крупицкий Николаевский).

РУВИМСКАЯ, пуст. муж., приписанная к Рыхловскому Николаевскому монастырю. О времени основания и уничтожения сей обители, сведений нет.

ПОКРОВСКИЙ-ЛАУШСКИЙ, женский, с церковью Покрова Богородицы. Подробностей о сем монастыре никаких неизвестно.

* * *

ЦЕРКВИ:

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, кафедральный собор, в Чернигове. Он основан между 1026 и 1035 годами Черниговским князем Мстиславом Владимировичем (Удалым), сыном св. Владимира Равноапостольного. Кончина Мстиславова (1036) была, по-видимому, причиною, что храм сей оставался около 20 лет недостроенным, а окончен и украшен уже новым Черниговским Князем Святославом Ярославичем, получившим сей удел в 1054, а потом бывшим, с 1073, на престоле Киевском.

В отдаленной древности, во времена язычества, на том месте, где теперь существует сей храм, было идольское капище: при копании рвов для нынешней колокольни в начале XVIII века, найдены здесь два серебряные идола.

Стены Преображенского собора, сооруженные назад тому восемь столетий и сохранившиеся почти непоколебимо до наших времен в первобытном своем виде – несмотря на многие бедственные перевороты, здесь случившиеся – сложены из диких, кремнистых, черносерых камней огромной величины, соединенных крепким красноватым цементом, состав коего теперь неизвестен. О внутреннем благолепии этого храма, вероятно некогда его украшавшем, и которого не осталось теперь и следов, судить можно по единственным в своем роде мраморным колоннам, поддерживающим своды. Колонн сих 8: четыре круглые внизу и четыре семигранные вверху. Нет точных сведений, откуда привезены эти достопримечательные столпы; но по всем вероятностям полагать должно, что их получил храмоздатель из Греции, которая снабжала тогда Русь художниками, а часто и материалами к созиданию св. храмов. На одном из столпов, первом по правую сторону были видимы до времени новейших переделок в соборе, высеченные греческие литеры Ф и I, означавшие, может быть имя мастера, и оставшиеся неразгаданными.

До последнего обновления собора было здесь шесть престолов: 1) Главный, Преображения Господня; 2) с правой стороны, Николая Чудотворца; 3) с левой, Архистратига Михаила, и 4) на хорах; да два отдельных придела у Северной и Южной стен: Покрова Богородицы и Трех Святителей, которые в 1820 г., после пожара, упразднены и отломаны.

К западной стороне собора примыкают две высокие башни: из них левая, называемая в древности Красным теремом, современна самому храму; а правая сооружена позднее, может быть вместо прежней, разрушенной неприятелями. Собор увенчан семью куполами, а башни имеют остроконечные шпицы, превышающие даже средний огромный купол.

Знаменитый сей храм в продолжении столь долгого своего существования, несколько раз подвергался разрушению: в 1240 году, при нашествии татар под предводительством Батыя, он имел одинаковую участь с городом Черниговом; куполы его и даже стены в некоторых местах, от действия стенобитных орудий обрушились – и церковь оставалась в развалинах и запустении 435 лет. Генеральный Обозный Запорожских войск, Дунин-Борковский, в 1675 году, несколько возобновил храм на свое иждивение. В 1750 году случился пожар и столь сильный, что мраморные столпы треснули, а верх древней башни, или Красного терема, до половины всего здания упал; после чего в церкви, лишенной крыши, опять не было богослужения 20 лет. В 1770 году Черниговский епископ Феофил прикрыл куполы и стены, и тем дал возможность только отправлять службу; но следы опустошения, произведенные в сей древней церкви огнем и временем, не были изглажены до 1786 года. Екатерина II, совершая путешествие по полуденной России, именным указом повелела генерал-губернатору Кречетникову обновить храм, для чего и пожаловала значительную сумму; Кречетников привел к концу устройство его в 1792 году. – Последнее обновление собора было после пожара, в царствование Александра I, в 1820 году; при чем отломаны приделы с боков, и сделаны другие перемены во внутренности, так, что в нем теперь почти все новое. В это время намеревались открыть другой ход на хоры, и для того проломали древнюю стену при входе в собор с левой стороны, где башня, называемая Красным теремом; но при всех усилиях могли вынуть только один камень, за которым обнаружилась пространная пустота, наполненная множеством человеческих костей; не смея нарушить покоя здесь погребенных, отверстие опять заделали.

При сих переправках, к сожалению потерян для потомства наружный вид древних мраморных столпов, которые в 1792 году одеты кирпичем для закрытия безабразивших их трещин, произведенных пожаром 1750 года; а в 1820 подкрашены под мрамор – и драгоценные литеры, бывшие на одном из них, навсегда скрыты от взоров просвещенных изыскателей древности.

Исторические факты доказывают, что здесь в храме св. Спаса, почивали до нашествия татарского двое мощей: 1) Св. в. к. Игоря II Олеговича, перенесенные сюда братом его князем Святославом из Киева в 1150 году, и положенные в Красном тереме, и 2) Святителя Константина, митрополита Киевского, скончавшегося в Чернигове 5 июля 1159 года. Известно также, что здесь погребены были: храмоздатель, князь Мстислав Владимирович (по преданию, в стене от Востока); в. к. Святослав II Ярославич, докончивший храм около 1054; с детьми его: князьями, Глебом, Олегом и Давидом (которого память уважается и доныне, как милостивого, кроткого, и правдивого князя), и внук Святослава II, князь Владимир Давидович. Полагать надобно, что и прочие владетельные князья Чернигова, бывшие до 1240 года, покоятся здесь же, хотя история о том и умалчивает, и место их погребения должно быть или в башне, у левого угла собора, или в правом приделе, существовавшем до 1820 года, который также, по некоторым преданиям, назывался Красным же теремом. Но нашествие иноплеменных врагов, разрушительные пожары и время с атмосферическими переменами, которым собор так долго был подвержен, совершенно истребили следы всех этих гробниц; а четырех-вековое запустение не оставило и памяти о них в словесных преданиях.

БОРИСА И ГЛЕБА, церковь в Чернигове, подле Преображенского собора, к которому она и причислена, в качестве теплого собора; при ней придел во имя Рождества Богородицы. – Она построена около 1120 года сыном в. к. Святослава II, князем Давидом Черниговским, и во время нашествия татар, в 1240, подвергалась общему разорению; после чего, чрез несколько десятков лет, в конце XIII века, возобновлена митрополитом Всероссийским Максимом, который вместе с тем устроил при ней мужской монастырь, существовавший до последней половины XVIII века под названием Борисоглебского-Черниговского. В смутное время, при самозванцах, древняя сия церковь обращена была поляками в Доминиканский костел, а православие здесь восстановлено уже в 1654 году, по удалении отсюда иноверцев. В это же время обитель возобновлена, а потом, с 1785 по 1799 год, она была кафедральною Епархиальных Новгородо-Северских архиереев. По упразднении этой епархии и монастырь уничтожен, а церковь Бориса и Глеба причислена к Преображенскому собору. В ней почивают под спудом мощи Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского. Тут же, по удостоверению истории, погребен в. к. Изяслав III Давидович, убитый на сражении в половине XII века.

Царские врата Борисоглебской церкви серебряные; они сделаны в 1702 году бывшим тогда малороссийским гетманом из древних серебряных идолов, найденных в то время, в земле, при рытии фундамента для нынешней колокольни Преображенского собора.

БОГОРОДИЦКАЯ церковь, в Чернигове. О времени построения ее сведений нет; а известно, что она в XII веке уже существовала: в ней погребен князь Всеволод Святославич Курский и Трубчевский, сын Святослава Олеговича Черниговского, воспетый в известной поэме: Слово о полку Игореве.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle