сост. Александр Ратшин

Источник

Харьковской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-СТАРОХАРЬКОВСКИЙ, муж. 2 класса, близ губернского города Харькова, с соборною церковью во имя Преображения Господня. Монастырь сей существует с 1673 года и был прежде общежительным, а по Высочайше-утвержденному докладу Святейшего Синода, 4 апреля 1836 года, возведен во 2 класс и состоит с того времени под управлением архимандрита, который есть и ректор Харьковского Коллегиума.

КУРИЖ, или КУРЯЖСКИЙ, муж. в 10 верстах от губернского города Харькова, на Полтавском тракте; состоит под управлением архимандрита. Он основан в половине XVII века, в царствование Алексия Михайловича, а в 1788, вместе с другими Украинскими монастырями, упразднен; потом в 1796 году восстановлен; при чем здания его возобновлены Мелетием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. В нем церкви: 1) Соб. св. Георгия Победоносца; 2) Онуфрия Великого. Здесь находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Озерянской, перенесенная сюда в 1764 году из упраздненной Озаренской, или Озерянской пустыни, подведомственной Курижу монастырю. Под Онуфриевскою церковью есть самородные источники, с кладезями в алтаре и под амвоном, к которым верующие притекают для исцеления болезней; на эти источники нередко износится с молебным пением и самая чудотворная Озерянская икона. С недавнего времени икона сия, в следствие ходатайства Преосвященного Иннокентия, основанного на общем желании жителей Харькова, удостоенного Высочайшим соизволением, по утвержденному 16 октября, 1843 года, докладу Святейшего Синода, переносится на все зимнее время в Покровский кафедральный собор; для чего и установлены два торжественные крестные ходы: 1-й накануне 1 октября, и 2-й, при возвращении сей святыни в Куриж мон., накануне ж 23 апреля.

ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в 4 верстах от уездного города Ахтырки. О времени основания его, неизвестно. В 1764 году он был упразднен; но в 1843, опять восстановлен по просьбе Харьковского губернского предводителя дворянства, князя Голицына, пожертвовавшего на содержание обители вечный капитал в 15 т. руб. Обновление совершено торжественно 3 июня 1843 года. Здешняя соб. церковь, Живоначальной Троицы, построена в начале XVIII века иноком сей обители Товиею (в мире Тимофеем Васильевичем Надоржинским), духовником Петра Великого и супруги его Екатерины I. Товия и погребен в сем храме, близ бокового алтаря.

УСПЕНСКАЯ-СВЯТОГОРСКАЯ, пуст. муж., в 30 верстах от уездного города Изюма, на правом берегу реки Северного Донца, при подошве меловой горы. Здесь некоторые отшельники, поселясь еще за долго до основания обители, прокопали в горе сажен на 200 подземные ходы, или пещеры, где и укрывались от частых набегов Крымских татар; докопавшись до верховья горы, они устроили внутри пещеры церковь во имя Николая Чудотворца, существующую и теперь. Наконец, около 1698 года, основан на этом месте монастырь, известный тогда под именем Святогорского, с церковью во имя Успения Богородицы. Так существовала обитель более 80 лет. Между тем земли эти поступили во владение Светлейшего князя Потемкина-Таврического, который исходатайствовал дозволение императрицы Екатерины II на упразднение сей обители – и она уничтожена около 1786 года. Потом, по Высочайше-конфирмованнному 15 января, 1844 года, докладу Святейшего Синода, в следствие желания наследников князя Потемкина, монастырь этот восстановлен, на праве общежительной пустыни.

* * *

ХОРОШЕВСКИЙ-ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, 2 класса, в 15 верстах от губернского города Харькова, подле села Хорошева, на высокой горе, у подошвы которой протекает река Уда. Основан в половине XVII века, при царе Алексие Михайловиче. Здесь соб. церковь Вознесения Господня.

НИКОЛАЕВСКИЙ-СТРЕЛЕЧЬСКИЙ, женский, 2 класса, при селе Стрелечье, с церковью Николая Чудотворца; основан в 1845 году и находится на иждивении Харьковских помещиков Степановых, по просьбе которых последовало на сей предмет 14 марта 1845 г. Высочайшее утверждение доклада Св. Синода.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

ПОКРОВСКИЙ-УЧИЛИЩНЫЙ, муж. в губернском городе Харькове; устроен был в 1727 году из приходской церкви Епископом Белгородским Епифанием (Тихорским), и в последствии упразднен. Здесь Преосвященный Епифаний тогда ж составил ученое братство и образовал ныне существующий Славено-Греко-Латинский Коллегиум. Это высшее духовное училище утверждено указом императрицы Анны Иоанновны, 16 марта 1731 г.; при чем Государыня пожаловала Коллегиуму библиотеку митрополита Стефана Яворского, послужившую прекрасным основанием нынешней значительной библиотеке. Епископ Епифаний и генерал-фельдмаршал князь Михаил Михайлович Голицын снабдили Коллегиум недвижимыми имениями и другими выгодами; а преемник Епифания, Петр (Смелич), увеличил пользу книгохранилища выписанными им из-за границы математическими инструментами. Средства эти, усугубленные щедротами императрицы Екатерины II, дали возможность Коллегиуму, при старании умных наставников, доставлять Отечеству пользу, распространением просвещения.

При общем формировании монастырских штатов, Покровский монастырь обращен в Архиерейский Дом, а церковь его в кафедральный соб. Этот храм – во имя Покрова Богородицы – в недавнем времени тщанием Преосвященного Иннокентия возобновлен изящно, и устроен в нем новый иконостас прекрасного рисунка, также и особое место, где пребывает в зимнее время явленная икона Озерянской Божией Матери.

ЗМИЕВСКИЙ, муж., в уездном городе Змиеве. О времени основания и уничтожения его сведений нет; известно только что в начале ХVIII в., он еще существовал и в это время управляли им игумены. В последствии он приписан был к Киевопечерской Лавре.

КРАСНОКУТСКИЙ-ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж., в Богодуховском уезде. О времени основания и уничтожения его неизвестно. Здесь две церкви: Апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца.

ГОРОХОВЕЦКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж., на берегу реки Оскола. Подробных сведений о сей обители никаких нет.

ПОКРОВСКИЙ, муж. в уездном городе Ахтырке. Когда он был основан, неизвестно; а упразднен, вероятно, в 1764 году. В этой обители жил некоторое время, и скончался епископ Белгородский Иоасаф (Миткевич) ; тело его перенесено в Троицкий Белгородский собор.

ОЗАРЕНСКАЯ, или ОЗЕРЯНСКАЯ, пуст., муж., в 30 верстах от Харькова, с двумя деревянными церквами: Рождества Богородицы и Иоанна Предтечи; она упразднена в 1764 г. и обращена в приход, находящегося тут селения Озерянки; о времени основания пустыни неизвестно. На источнике, текущем в глубоком овраге, подле сей обители, явилась некогда икона Богоматери, называемая Озерянскою, которая, по закрытии сего монастыря, перенесена в Куриж, к коему прежде эта пустынь была приписана; но самый источник – первоначальное место явления – посещается и доныне усердствующими богомольцами.

* * *

ЦЕРКВИ:

ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор (см. Покровский училищный монастырь).

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в губернском городе Харькове. При сем храме колокольня, с церковью во имя Александра Невского, замечательна тем, что имеет вышины с крестом и куполом 42 саж.; она заложена 2 августа 1821 года. На постройку ее пожертвовано жителями Харькова более 350 т. рублей.

ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Ахтырке. Здесь прежде существовала деревянная церковь, вероятно, древнего построения, при которой был, в начале XVIII века священником, муж благочестивый, Даниил Васильев: ему явилась 2 июля 1739 года икона Пресвятой Богородицы, известная ныне под названием Ахтырской. Чудотворная икона эта поставлена тогда в означенной деревянной церкви; а вскоре на самом месте явления предположено соорудить нынешний каменный храм, который и заложен 25 апреля, 1753 года, в день коронации императрицы Елисаветы Петровны, которая пожаловала на сей предмет 2000 руб. серебром; что и записать благоволила собственноручно в церковной книге, хранящейся здесь и теперь, как достопамятность. Вместе с главным престолом заложены тогда и два придельные: Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в память дня явления Ахтырской иконы, и Захария и Елисаветы, в честь императрицы Елисаветы. Собор освящен в 1768 году; в нем находится и означенная явленная икона, которой празднество совершается 2 июля. Колокольня построена в 1784 году.

В ризнице Покровского собора хранится много драгоценностей, как-то: крест напрестольный, украшенный бриллиантами, пожертвованный графом Сергием Борисовичем Шереметевым, вместе с списком с образа Ахтырской Богородицы, который также убран драгоценными камнями; большое напрестольное Евангелие в серебряном окладе, весом до трех пудов – дар графини Анны Родионовны Чернышевой, которая сверх того пожертвовала сюда бриллиантовое перо, а к окладу подлинной явленной иконы приделала бриллиантовые ж знаки ордена Св. Екатерины. Близ собора находится другая отдельная церковь, построенная ею ж графинею Чернышевой, с иконостасом, вмещающим в себе редкие иконы, приобретенные за огромную сумму.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle