сост. Александр Ратшин

Источник

Смоленской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

БОГОРОДИЦКИЙ-УЧИЛИЩНЫЙ, муж. 2 класса, в Смоленске; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Смоленской Семинарии. Основан в первой половине XII века епископом Смоленским Игнатием, при Мономаховом сыне, Мстиславе Владимировиче.

Вскоре по основании обители, когда уже Игнатий епископ умер, поставлен здесь преемником его Лазарем во игумна св. Авраамий Смоленский, который был гоним Игнатием, но епископ Лазарь обнаружил невинность его. Чрез несколько времени тот же Владыка посвятил Преподобного Авраамия во архимандрита – и с тех пор архимандрия в сем монастыре продолжалась непрерывно до того времени, когда Смоленск отторгнут был поляками от владений России. Тогда Богородицкий монастырь обращен в доминиканское училище. В таком положении обитель находилась 254 года. По возвращении Смоленска, царь Алексий Михайлович восстановил ее и вновь учредил здесь, 1658, архимандрию.

Ныне в сем монастыре соб. церковь двухэтажная, построенная вместо древней, иждивением купца Бориса Писарева и освященная в 1755 году; здесь престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Преподобного Авраамия и мученика Меркурия Смоленских, коих и св. мощи здесь почивают; над гробницею св. Меркурия висит его оружие. Тут же погребены: основатель обители, епископ Игнатий, и Преподобный4 Ефрем архимандрит, преемник Авраамия.

В сей обители было с 1728 года духовное училище, а ныне помещается Семинария, учрежденная епископом Гедеоном (Вишневским), в 1752; от чего, также и по бывшему Доминиканскому училищу, монастырь и Училищным именуется.

ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Вязьме; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1542 году. Здесь три церкви: 1) Соб. Одигитрии Смоленской Божией Матери, с приделами Симеона Богоприимца и Усекновения главы Иоанна Предтечи; 2) Николая Чудотворца, и 3) Вознесения Господня.

В сем монастыре находилась прежде семинария, учрежденная по именному указу императрицы Анны Иоанновны, в 1739, которая, 1744, переведена в Московский Крутицкий монастырь.

ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в Смоленске, находится под управлением архимандрита. На этом месте существовала церковь св. Троицы принадлежащая монахам Бернардинского ордена, которая по присоединении Смоленска опять к России, обращена по повелению царя Алексия Михайловича в православную, и при ней, 1674 года, учреждена нынешняя обитель, в которой ныне две церкви: 1) Соб. двухэтажная, с престолами вверху Живоначальной Троицы, а внизу Рождества Христова; 2) Больничная, Зачатия св. Анны.

До 1740 года в Троицком монастыре жительство имели смоленские архиереи и погребались по смерти.

БОЛДИН-ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от уездного города Дорогобужа, на реке Болдине; состоит под управлением игумена. Основан в 1528 году Преподобным Герасимом, который и был здесь первым игуменом. В сей обители две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с двумя приделами; в ней почивают мощи основателя, Преподобн. Герасима; 2) теплая Введения Богородицы.

В конце XVI века здесь спасался и погребен затворник Аркадий, которого память за благочестивую иноческую жизнь уважается и доныне.

КОЛОЦКИЙ, муж. 3 класса, в Гжатском уезде, на берегу реки Колочи, на дороге из Смоленска в Москву; состоит под управлением игумена. Основан по случаю явления на сем месте, в 1413 году, иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под названием Колочской. В 1775 году обитель сия принадлежала к Крутицкой епархии. В 1812 году, октября 19, при сем монастыре генерал Платов поразил французов; но самая обитель в то время много потерпела и большею частью здания ее были разрушены ядрами; по изгнании же неприятелей из России опять приведена в прежнее положение.

При монастыре бывает ежегодно ярмарка 9 июля, в день празднества явленной иконы Колочской.

КАЗАНСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Юхнова, с церковью Казанской Пресвятой Богородицы. О времени основания его неизвестно. В 1775 году он принадлежал к Крутицкой епархии.

АРДЫНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж., в 50 верстах от Смоленска, в уезде города Поречья, при рекак Ардынке и Моте. Основана в 1720 году. В ней церковь во имя Владимирской Божией Матери.

КРАСНОГОРОДИЩЕНСКАЯ, пуст. муж. в 20 верстах от уездного города Белого, на правом берегу реки Шлюбы; она содержится на иждивении помещика Б. А. Пенского. В ней две церкви: 1) Соб. Преображения Господня с приделами Введения Богородицы и Пророка Илии; 2) Живоначальной Троицы, с приделами Успения Божией Матери и Сошествия св. Духа. Пустынь сия название получила от прекрасного гористого местоположения, на котором она существует.

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в Смоленске. О времени основания сей обители сведений нет; известно только, что когда властвовали здесь Поляки, она была иезуитским кляштором; по присоединении ж Смоленска к России, царь Алексий Михайлович, в 1663 году, повелел обратить ее в православную.

Ныне здесь две церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Вознесения Господня, а внизу Сергия Радонежского. Храм этот построен около 1695 года, по собственноручно-начертанному Петром I плану, который до 1812 года ещв сохранился в губернском архиве. 2) Великомученицы Екатерины, с приделом Ахтырской Божией Матери, сооруженная в 1765 году, по повелению императрицы Екатерины II.

В ризнице сего монастыря хранятся служебные сосуды, ризы и проч., большею частью жалованные сюда царями Иоанном и Петром Алексеевичами; тут же находится между прочим серебряный вызолоченный напрестольный крест, замечательный тем, что он устроен в 1732 году бывшею здешнею игуменьею, Марфою Родванскою, которая испросила пощаду у Петра I мятежным стрельцам, приведенным для казни в Смоленск.

ИЛЬИНСКИЙ, или АРКАДИЕВСКИЙ, женский, в уездном городе Вязьме. О сей обители никаких подробностей нет; также и о том, с которого времени она существует, неизвестно.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

КРЕСТНЫЙ, муж. бывший в древности близ Смоленска, на Покровской горе, по правую сторону Днепра, где ныне кладбищенская церковь Гурия, Самона и Авива, называемая ныне в Садках. Обитель эта давно уже не существует и нет свенений, когда и кем она была основана; известно только, что в XII веке жил здесь некоторое время Преподобный Авраамий Смоленский.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ-СМЯДЫНСКИЙ, муж. существовавший в XII веке в 3 верстах от Смоленска, на Запад, при речке Смядынке, давно уже пересохшей, на том самом месте, где 5 сентября 1015 года мученически убит св. князь Глеб Муромский, сын Равноапостольного Владимира. Здесь в 1145 году построена была в. к. Ростиславом I Мстиславичем (когда он был в Смоленске удельным князем) каменная церковь во имя князей Бориса и Глеба, при которой впоследствии времени сын храмоздателя, Роман Ростиславич, Княживший в Смоленске с 1160 по 1180 год, устроил обитель. Неизвестно, сколько времени после того, существовал монастырь: теперь не осталось и следов его, кроме фундамента Борисоглебской церкви, обнаруженного нечаянно среди развалин в 1833 году; причем найдена, под небольшим каменным сводом, гробница из цельного белого известкового камня, вмещающая, по всему вероятию, прах Ростиславова сына, князя Давида, владевшего в Смоленске с 1180 года; известно, что сей князь, по принятии иночества пред кончиною, здесь погребен в 1197 году. – В Борисоглебском храме, проезжавшие в Южную Россию изгнанные и ослепленные Владимирцами, князья Мстислав и Ярополк Ростиславичи, моляся с усердием, 15 сентября 1177 года, чудесно прозрели.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ-СМЯДЫНСКИЙ, муж. в трех верстах от Смоленска, на речке Смядынке вблизи от Борисоглебского монастыря. Существование этой обители началось с XII въка, и, как кажется, с того самого времени, когда построена здесь церковь Архистратига Михаила, которая и теперь цела. Нет сведений, когда монастырь сей уничтожен; одно только известно, что в начале XVII века, когда гетман Жолкевский осаждал Смоленск, Архангельская обитель еще существовала; а теперь никаких признаков ее не осталось.

Здешний храм, св. Михаила сооружен между 1160–1180 годами старшим сыном Ростислава I, князем Романом Ростиславичем, который, может быть, здесь и погребен: об нем известно только, что он скончался в Смоленске, в 1180 году, но где находится могила его, сведений нет. Сия знаменитая древностью своею церковь, сохранившаяся невредимо до наших дней, была сначала украшена великолепно, имела иконы в золотых и серебряных окладах, с драгоценными каменьями, и вообще слыла богатейшим храмом во всей северной России. Частые нападения неприятелей на Смоленск лишили ее сокровищ; остался только старинный вид ее, но и тот много изменен чрез пристройку в 1833 году, теплой церкви. – Прежде был здесь один только придел во имя св. Александра Свирского, устроенный – вероятно – не ранее XVII века, по которому и самая Михайловская церковь называется и теперь Свирскою. В этом приделе, переименованном после 1812 года, в честь императора Александра I, Александро-Невским, находится старинная, огромного размера, икона Божией Матери, известная между народом под названием также Свирской, на краю одежды Пресвятой Богородицы есть надпись из неизвестных литер состоящая, и по это время не разобранная, подобно как на иконе Иерусалимской, в московском Успенском соборе.

Во время бытности Смоленска под властью поляков, церковь Михайловская обращена была в католическую. – После 1812 года она возобновлена императором Александром.

УСПЕНСКИЙ, или БОГОРОДИЦКИЙ на СЕЛИЩЕ, муж., бывший в глубокой древности в 6 верстах от Смоленска, на Рославльской дороге, где теперь село Богородицкое, и давно уже не существующий. О времени основания сей обители никаких сведений нет; известно только, что в первой половине ХII века в ней принял иночество, а потом и сан иеромонаха, Преподобный Аврамий Смоленский.

СПАСКИЙ, муж., находившийся близ Смоленска, по правую сторону Днепра, на Запад, где ныне деревня Чернушка. Теперь видны только развалины сей обители, время основания коей и разорения, вовсе неизвестно. Здесь была некогда каменная церковь Преображения Господня, в которой 8 ноября 1384 года совершено бракосочетание Тверского князя Бориса Михаиловича с дочерью Смоленского князя Святослава Иоанновича. Впрочем, обитель существовала еще в 1609 году; а о церкви св. Спаса упоминается и в 1636 году. Далее сего времени ничего неизвестно.

ДУХОВ, муж. близ Смоленска, на Востоке, между деревнями Шеиным Острогом и предместием Рачевкою, на берегу небольшой речки. Нет сведений, когда эта обитель была основана и кем разорена; на сем месте видны только развалины. В первый раз она упоминается в 1509 году; при нашествии же поляков на Смоленск, в начале XVII века, она еще существовала.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ-БИЗЮКОВ, муж., бывший в 9 верстах от уездного города Дорогобужа, близ Днепра. Он основан около 1621 года, по дозволению Короля Польского, Владислава IV, изменившим России Боярином Михайлом Глебовичем Салтыковым, который здесь и погребен с сыновьями своими, Петром, и монахом Сергием. Внук основателя, боярин Федор Петрович, отец царицы Прасковьи Федоровны, исходатайствовал сему монастырю Ставропигию, в 1681 году. В последствии времени, при учреждении штатов, 1764, он оставлен во 2 классе, с правом Ставропигии; а 1803, за ветхостью строений, упразднен, по докладу Святейшего Синода и его церковь, Воздвижения Честного Креста, обращена в приходскую; а иноки переведены в Бизюков-Григорьевский монастырь, Херсонской губернии.

СПАСКИЙ, муж. в уездном городе Рославле, с церковью Преображения Господня, упраздненный в 1764 году. Время основания сей обители неизвестно.

* * *

ЦЕРКВИ:

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор, в Смоленске, первоначально построен каменный в 1101 году в. к. Владимиром II (Мономахом), когда еще он был удельным Смоленским князем, и существовал 510 лет; но в 1611 году, во время приступа польских войск к Смоленску, верные жители заперлись в нем и, стесняемые неприятелями, взорвали сей знаменитый храм, принеся и себя тут же на жертву отечеству – нынешний пятиглавый собор, имеющий длины более 24, ширины 19, а вышины слишком 14 саж., и считающийся по огромности и великолепию одним из лучших в России, заложен, с приделом Сретения Господня, в 1676 году, по усердию царя Алексия Михайловича, при митрополите Смоленском Симеоне (Милюкове) и при воеводе кн. Михайле Алексеевиче Голицыне. Зодчим был мастер Алексей Корольков. С кончиною царя, жертвовавшего деньги и железо, строение замедлилось; а неискуство зодчего было причиною, что в неоконченном здании обнаружились трещины, и наконец оно упало. С такими препятствиями сооружение собора продолжалось ровно 96 лет: он освящен 13 сентября 1772 года, епископом Парфением. – При общем бедствии Смоленска, в 1812 году, храм сей был пощажен от повреждений и разорения по ходатайству приходского Одигитриевской церкви священника у самого Наполеона. – Император Николай Павлович в 1833 году благоволил пожаловать 10000 руб. на поправление иконостаса, иконного писания и стенного альфреско.

Здесь находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, называемая Смоленскою. Сею иконою, писанною – по преданию – св. Евангелистом Лукою, благословлена была в путь, в Россию, греческая цесаревна Анна, сестра императора Василия II и супруга св. Равноапостольного Владимира; от чего и названа Одигитриею, т. е. путеводительницею. Владимир Мономах перенес ее, в 1077 году, в Смоленск. В 1398, в. к. Витовт Литовский этою же иконою благословил дочь свою Софию, супругу в. к. Василия Димитриевича, которая и отвезла ее в Москву: там она стояла 58 лет в Благовещенском соборе, а по просьбе Смоленского епископа Михаила, возвращена сюда в 1456 году. В недавнем времени к чудесам сей иконы прибавилось новое знаменательное событие: 5 августа 1812, в день битвы русских с французами под Смоленском, св. икона вынесена была из храма, и после молебна, на коем читано было Евангелие от Луки, оканчивающееся известными словами: «пребысть же Мариам с нею яко три месяцы, и возвратися в дом свой,» – сопутствовала нашим войскам до Москвы, и потом, по изгнании врагов, возвратилась на прежнее место в Дом Господень – ровно чрез три месяца, и именно 5 ноября. Повсеместное празднество сему образу, 28 июля, установлено в 1456 году при в. к. Василии Васильевиче, по благословению св. митрополита Ионы.

Между прочими иконами Успенского собора, замечателен древний образ, вероятно ХV века, Смоленского князя Феодора Ростиславича Чермного и детей его Давида и Константина.

В богатой соборной ризнице, хранится железный шлем и такая же военная обувь, весьма древней и грубой работы, приписываемая преданием св. мученику Меркурио, спасшему в 1237 году Смоленск от нападения татар. Тут же находятся вклады царя Иоанна Васильевича, как-то: большая золотом, серебром и шелками шитая плащаница, и серебряное водосвятное блюдо, с надписями; сосуды царя Алексия Михайловича, и проч.

БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ, собор в Смоленске. В иконостасе этого храма (о времени построения коего неизвестно) Царские врата сделаны серебряные литые, весом более 3 пуд; а в ризнице хранятся золотые сосуды, (в 9 ф. 10 золотн.), осыпанные алмазами и другими драгоценными каменьями, и Евангелие, украшенное богатым окладом с изумрудами, сапфирами, рубинами и алмазами.

ПЕТРА и ПАВЛА, церковь, в Смоленске; построена в 1146 году В. К. Ростиславом I Мстиславичем, княжившим тогда в Смоленске, и с тех пор этот древний храм существует и поныне невредимо. К сожалению, наружный вид его утрачен чрез пристройку в 1757 году двухэтажной церкви, во имя Варвары Великомученицы, и чрезъ закладку древних икон, и дверей. – Во время владычества поляков над Смоленском, католические епископы имели жительство при сем храме.


КОЗЬМЫ и ДАМИАНА Церкви, в Смоленске построенные, также в 1146 году Ростиславом Мстиславичем.
ИЛИИ ПРОРОКА

ИОАННА БОГОСЛОВА, церковь, в Смоленске, в предместии; построена каменная между 1160 и 1180 годов Смоленским князем Романом Ростиславичем и, по словам летописи, украшена была великолепно златом и финифтью. Нападения неприятелей обнажили ее от украшений, так, что теперь в этой церкви ничего древнего не осталось; да и самые стены перестроены в 1796 году. Против церкви заметны следы бывшей при ней старинной колокольни.

* * *

* * *

4

Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. СПБ. 1839, Т. XVI, №63.


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle