сост. Александр Ратшин

Источник

Пермской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

УСПЕНСКИЙ-ДАЛМАТОВ, муж. 3 класса, в заштатном городе Далматове; состоит под управлением игумена. Основан в 1644 году Димитрием Мокринским, пришедшим из Невьянского монастыря и по принятии иночества, с именем Далмата, бывшим здесь первым строителем; он принес с собою явленную икону Божией Матери, известную ныне под именем Далматской, которой празднество совершается 15 февраля. Этот старец Далмат и сын его, Исаакий, бывший здесь после отца архимандритом, были за их добродетельное житие уважаемы живущими окрест башкирцами.

В этой обители ныне три каменные церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы: вверху Успения Божией Матери, а внизу Рождества Христова; в верхней церкви находится и помянутая явленная икона. 2) Иоанна Златоустого. 3) Николая Чудотворца. Монастырь окружен каменною стеною. До учреждения штатов принадлежало этому монастырю более 2000 душ крестьян.

При обители бывает ежегодно, 6 декабря, ярмарка.

НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Верхотурье; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Пермской семинарии. Обитель эта основана в 1604 году иеромонахом Ионою. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В ней почивают открыто мощи Праведного Симеона Верхотурского, перенесенные сюда 12 сентября, 1704 года, митрополитом Филофеем, из села Маркутинского, где этот праведный скончался.

ИСТОБЕНСКИЙ-ВО3НЕСЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Соликамске, на берегу реки Усолки. О первоначальном основании этого монастыря неизвестно. Он прежде существовал в Вятской губернии, в селе Истобенском, на реке Вятке и назывался Троицким-Истобенским; в 1725 году переведен в Спаский монастырь, в уездном городе Орлове; а 1727 опять на прежнее место; потом, в 1781, переведен сюда в Соликамск, на место упраздненного Вознесенского монастыря.

В нем две каменные церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, с приделом Благовещения Богородицы, древнего построения; 2) Божией Матери, Всех Скорбящих Радости.

* * *

НОВОТИХВИНСКИЙ, женский, общежительный, 1 класса, в уездном городе Екатеринбурге. Учрежден по повелению императора Александра I, в 1809 году, из прежде бывшего при кладбищенской церкви сиротского дома. Здесь четыре церкви, из коих 2 соборные: 1) Успения Богородицы, в которой находится Чудотворный образ Тихвинской Пресвятой Богородицы; 2) Князя Александра Невского.

В 1-й класс обитель эта возведена по докладу Святейшего Синода в 1822 году.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

ПЫСКОРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. в губернском городе Перми. Он находился прежде между Пермью и уездным городом Соликамском, недалеко от Дедюхинского соляного промысла, при впадении речки Пыскорки в Каму, на крутой горе, известной во всей окрестности под названием Камня, или Пыскорского мыса, где был в старину Чудской город, но Зырянский именуемый Пыскура. На этом месте основана была эта обитель Иоанникием Федоровичем Строгановым, в 1579 г., в благодарность Богу за приобретение в том крае богатых поместьев, пожалованных ему царем Иоанном Васильевичем. Основатель пожертвовал на содержание обители земли, изобилующие соляными приисками, на коих Пыскорские монахи завели сперва пять варинц, на устье речки Зырянки, и несколько в других местах; а потом, в начале XVII века, открыли богатейший не только в России, но и в целой Европе Дедюхинский соляной промысел, существующий и теперь. Значительные доходы от добываемой соли вскоре обогатили монастырь. Под старость Г. Строганов сам принял здесь иночество, с именем Иоасафа, и погребен. – В 1764 году, когда соляные промыслы отобраны в казну, монастырь обеднел, не имея никаких других доходов, а в 1775 переведен был в уездный город Соликамск, на место Вознесенского монастыря, а оттуда, в 1781, в Пермь, где и сделан Ставропигиальным 2 класса; а в новейшее время, по упразднении, обращен в подворье Пермских Архиеереев.

Здесь ныне две церкви: 1) Преображения Господня и 2) Стефана Великопермского, домовая архиерейская, в которой иконостас из темно-кофейного мрамора; подле алтаря этого храма погребен первый епископ Пермской епархии, Иоанн.

В XVI веке, когда обитель эта существовала еще на Пыскорском мысу, принял в ней иночество Преподобный Трифон, основатель Успенского Вятского монастыря.

ВО3НЕСЕНСКИЙ, муж. существовавший в уездном городе Соликамске, на берегу реки Усолки. Он основан был в конце XVI века, а в 1608 году перестроен; уничтожен же в 1764 году, и на его место переведен сперва, 1775, Пыскорский, а потом, 1781, Истобинский-Троицкий монастырь, из Вятской губернии.

СПАСКИЙ, муж. бывший в древности в уездном городе Соликамске. О времени основания и уничтожения этой обители никаких сведений нет. Теперь на этом месте существуют две церкви: 1) Нерукотворенного Спасова образа, построенная в конце XVII века и имеющая весьма богатую ризницу, и 2) Архистратига Михаила, теплая, освященная в 1725 году.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Соликамске. Он был основан в начале XVII века , а уничтожен в 1764 году и инокини переведены в Уфу, в Крестовоздвиженский монастырь. Здесь две церкви, обращенные в приходские: 1) Преображения Господня, построенная в 1687 году иждивением вдовы Евдокии Никифоровны Щепоткиной; она сгорела, в 1689, и после вновь построена в 1692 году; 2) Покрова Богородицы, существующая с 1702 года.

ВЕРХЪЯЗВЕНСКАЯ-УСПЕНСКАЯ пуст. муж. в Соликамском уезде, на берегу реки Язвы. Основана в 1686 году, а упразднена в 1764 году. Здесь церковь, ныне приходская, Успения Богородицы с приделом мученицы Параскевы.

ПОКРОВСКИЙ, женский, в уездном городе Верхотурье. О времени основания и упразднения его сведений нет; известно только, что он в 1646 году был возобновлен постройкою, по воле царя Алексия Михайловича.

ВВЕДЕНСКИЙ-ДАЛМАТОВ, или ДАЛМАЦКИЙ, женский, при реке Тече, на урочище, называемом Теченское Поселье. Эта обитель прежде находилась в 25 саженях от Успенского Далматова монастыря; но после пожара, перенесена была на нынешнее место, за 50 верст от оного. Время основания и уничтожения ее неизвестно.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ-НЕВЬЯНСКИЙ, муж. бывший 3 класса, в Екатеринбургском уезде, на берегу реки Нейвы, в 13 верстах от Невьянской слободы. Здесь церковь Богоявления Господня, с приделом Зосима и Савватия Соловецких. Когда эта обитель основана, неизвестно; упразднена же она в 1785 году и братия переведены в Абалацкий-Знаменский монастырь.

* * *

ЦЕРКВИ:

ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ, собор, в уездном городе Верхотурье. Здесь погребен местно-чтимый, Блаженный Косма, Христа-ради юродивый.

ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ, собор, в уездном городе Соликамске; построен в половине XVI века. В течение этого времени он троекратно подвергался пожарам, а именно: в 1557, 1635 и 1689 годах. Перед последним пожаром пристроен был к нему придел Иоанна Предтечи. Вскоре храм этот заложен вновь и в 1697 освящен, который и ныне существует, быв возобновлен после четвертого пожара, случившегося в 1743 году. – Здесь находится чудотворный образ Николая Чудотворца, присланный сюда царем Иоанном Васильевичем во время осады Казани, когда Соликамск был в опасности от набегов Ногайских татар.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle