сост. Александр Ратшин

Источник

Курской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

БОГОРОДИЦКИЙ-ЗНAMЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Курске; находится под управлением архимандрита. Основан в 1612 году курскими гражданами в благодарность Богу, немедленно по отступлении 8 сентября войск польского гетмана Жолкевского, грозившего Курску разорением, и имел тогда две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Михаила Малеина с приделом Зосимы и Савватия Соловецких; они в 1631 году сгорели и были вновь построены также деревянные. Потом обитель дважды подвергалась разорению и сожжению от поляков: в 1634 и 1649 годах; после чего была возобновляема; а в 1649, по указу царя Алексея Михайловича, вместо бывших деревянных церквей и других строений, на пожалованную от казны сумму, воздвигнуты уже каменные; что все и окончено до 1680 года, с пособием доброхотных дателей, а более князя Григорья Григорьевича Ромодановского.

Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Знамения Богородицы, великолепный храм, в недавнем времени сооруженный, вместо прежнего, существовавшего с 1649 года; в нем престол обложен медными позлащенными досками, с изображениями страстей Христовых, сделанных из серебра; украшение это устроено в 1771 году при архимандрите Викторе (Лодыженском). Здесь находится чудотворная икона Знамения Божией Матери, называемая Корсунскою-Коренскою, явившаяся 8 сентября 1295 года в 27 верстах от Курска, на месте нынешней коренной пустыни, и перенесенная сюда в 1618 году из Воскресенского Курского Собора. Празднество этой иконе совершается дважды: 8 сентября и 27 ноября. Она ежегодно, с 1618, бывает носима в торжественном крестном ходе, при бесчисленном стечении богомольцев, в Коренную пустынь, т. е. на самое место явления ее, пред начатием тамошней ярмарки, и остается там с 9 пятницы после пасхи до 12 сентября. 2) Богоявления Господня, при кельях архимандрита, освященная 1 апреля 1688 года. 3) Апостолов Петра и Павла, над св. вратами. – В Лазареву субботу ежегодно совершается сюда крестный ход из Курской приходской церкви Пророка Илии. – В 1736 году скончался в этой обители епископ Белградский Досифей (Богданович-Любинский), сосланный сюда по наветам клеветников. – Ныне в здешнем монастыре имеют пребывание курские епархиальные архиереи. – Обителью управляли сначала строители, потом игумены; а в 1674 году учреждена здесь архимандрия.

ТРОИЦКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Белгороде, при реках Донце и Везелке; находится под управлением архимандрита. Основан в 1599 году, по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова, воеводою кн. Григорьем Константиновичем Волконским, а совершенно кончен, по грамоте Патриарха Филарета, воеводою ж Амвросием Ивановичем Лодыженским. Здесь две каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, в которой погребено тело епископа Белградского Иоасафа (Горленко), известного по своему благочестию 2) Живоначальной Троицы, теплая.

МОЛЧАНСКИЙ-ПЕЧЕРСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Путивле, при реках Семе и Крынке; состоит под управлением архимандрита; а прежде сего начальство было здесь игуменское. О времени основания этого монастыря точных сведений нет; и известно только, что он в конце XVI века уже существовал; что доказывается хранящеюся здесь панагией, устроенною в царствование Бориса Годунова; название ж Молчанского получил он от иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в 1635 году, в 20 верстах от Путивля, на болоте, именуемом Молче, и тогда ж перенесенной сюда. В 1731 году обитель эта возобновлена игуменом Моисеем. – Здесь ныне соб. церковь Смоленской Божией Матери, с приделами, в которой находятся две явленные и чудотворные иконы Богородицы: вышеписанная Молчанская и другая Путивльская, явившаяся в 1238 году, которым празднества совершаются, первой 24 апреля, а второй 2 мая. – Вблизи от обители видны развалины древней каменной крепости, где укрывался самозванец, а в Архимандричьих кельях есть кресло Лжедимитрия.

НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, близ уездного города Рыльска; находится под управлением архимандрита. О времени основания этой обители сведений нет. Здесь три каменные церкви; из коих соб. Николая Чудотворца, построена разными вкладчиками в 1753 году.

БОГОРОДИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ уездного города Обояни; находится под управлением архимандрита. В нем соб. церковь Знамения Божией Матери. Когда и кем основана эта обитель, неизвестно.

КОРЕННАЯ пуст. муж. общежительная, в 27 верст. от губернского города Курска; состоит под управлением архимандрита. Основана в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, на том месте, где явилась чудотворная икона Знамения Богородицы, именуемая ныне Корсунскою-Коренскою, или Курскою. Икона эта обретена жителями города Рыльска 8 сентября 1295 года, в лесу, при реке Тускаре, на корне дерева – ее тщетно переносили с этого места в Рыльск: она каждый раз являлась здесь снова, и таким образом оставалась в часовне, для того устроенной, 302 года; а потом, по основании монастыря, находилась 18 лет в соборном храме оного, откуда (1615) перенесена в Курск, в Воскресенскую соборную церковь, а оттуда, чрез три года, в Богородицкий Знаменский монастырь, к которому была и самая эта пустынь приписана с 1718 по 1764 год.

Ныне в Коренной пустыне четыре каменные церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, существующая с 1597 года; при ней придел Рождества Иоанна Предтечи, позднейшего устроения. 2) Михаила Архангела, построенная в царствование Бориса Феодоровича Годунова. 3) Живоносного Источника, над колодцем, на том самом месте, где обретен вышеозначенный образ; построена в 1597 году. 4) Архангела Михаила и Великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы; устроена при Царе Борисе Феодоровиче Годунове. – При этой пустыне бывает на 9 неделе после Пасхи значительная ярмарка, известная под именем Коренной – и в это время приносится с крестным ходом из Курска и самая явленная икона, которая здесь пребывает до 12 сентября в церкви Живоносного Источника, где к самому колодцу, находящемуся ныне внутри храма, сделана в недавнем времени архимандритом Паисием, превосходнейшая, по образу своего построения, лестница. Этот крестный ход учрежден в 1618 году.

ГЛИНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ пуст. муж. в Путивльском уезде, между небольших речек Обесты и Клевени, среди леса. Здесь три церкви из коих: 1) Соб. Рождества Богородицы; 2) Иверской Божией Матери, над вратами, построена около 1832 года. О времени основания пустыни ничего неизвестно.

МОЛЧАНСКАЯ пуст. муж. в 20 верстах от уездного города Путивля, при большом болоте, называемом Молче, где в 1635 году явилась икона Божией Матери, находящаяся ныне в самом Путивле, в Молчанском Печерском монастыре. Пустынь эта когда именно основана, сведений нет; а известно только, что в 1583 году она уже существовала, и при нашествии татар на город Путивль, в нач. XVII века, была разорена; после чего более 20 лет находилась в совершенном запустении. Около 1630 года она возобновлена, с построением новой каменной церкви Рождества Богородицы; а в 1653, по прошению жителей города Путивля указом царя Алексея Михайловича, и штат иноков в ней учрежден, но с зависимостью от Молчанского Печерского монастыря. Когда же, в 1656 году, Преподобный Софроний вступил сюда в число братства, то пустынь эта, по прошению его, сделана самостоятельной, а св. Софроний Строителем ее – и с тех пор она получила название Софрониевой.

Здесь три каменные церкви, из коих Соб. Рождества Богородицы, существующая с 1630 года, в которой почивают под спудом мощи Препод. Софрония. Тут же находится Иверская икона Божией Матери, прославившаяся Чудотворениями в начале XVIII века, и пожертвованная в обитель в 1713 году Сумским атаманом Лукьяном Константиновым, получившим от нее исцеление, как свидетельствует собственноручное его письмо, в ризнице хранящееся.

ПРЕДТЕЧЕВСКАЯ пуст. муж. в 6 верст. от уездного города Суджи, с церковью Иоанна Предтечи. Основана в XVII в.

* * *

ТРОИЦКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Курске. О времени основания его сведений нет; а известно только, что он в нач. XVII века уже существовал. Здесь каменная Соб. церковь Живоначальной Троицы, с приделом обновления храма Воскресения Христова.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский, 3 класса, в уездном городе Белгороде. О построении его также неизвестно. Здесь Соб. церковь Рождества Богородицы.

ТИХВИНСКИЙ-БОРИСОВСКИЙ, женский заштатный, Грайворонского уезда, в 10 верстах от заштатного города Хотмыжска, на правом берегу реки Ворсклы, в полуверсте от села Борисовки, принадлежащего графу Д. И. Шереметеву. Обитель эта основана в XVIII веке знаменитым фельдмаршалом и любимцем Петра I графом Борисом Петровичем Шереметевым, и состоит на содержании потомков его. Здесь соб. церковь Тихвинской Божией Матери, в которой находится икона сего явления, сопровождавшая героя фельдмаршала во всех его походах.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

СПАСКИЙ, муж. существовавший в глубокой древности в уездном городе Путивле, в бывшей крепости. Обитель эта, когда основана точных сведений нет; а известно, что в XIII веке она уже существовала и давно уничтожена. Здесь погребен князь Василий Георгиевич Путивльский, сын Георгия (Игоря) Святославича Черниговского и Новгородсеверского; его надгробный камень еще и поныне виден.

ДУХОВ, муж. близ уездного города Путивля. О времени основания и уничтожения этой обители ничего неизвестно; впрочем в конце XVII века она существовала. В 1697 году дана была от царя Петра Алексеевича грамота, коей монастырь Духов освобожден от суда и ведения воевод. – Здесь были церкви Преображения Господня и Сошествия Св. Духа.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ пуст. муж. в Путивльском уезде. Когда она основана и уничтожена сведений нет.


ТРОИЦКИЙ, за КУРОМ, муж. О времени основания этих обителей неизвестно. Они в первых годах XVII века поступили в зависимость Богородицкого-Знаменского монастыря, что в Курске.
БОЖЕДОМСКИЙ, муж.

ИЛЬПИНОВСКАЯ пуст. муж. бывшая приписною к Богородицкому Знаменскому же монастырю. Когда она основана неизвестно; а уничтожена в 1767 году.

КАРПОВСКАЯ пуст, муж., о которой во все никаких подробных сведений нет.


БЕЛОГОРСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. в Судженском уезде, в 4 верстах от заштатного города Мирополья. Здесь церковь Преображения Господня, с приделом Николая Чудотворца. О времени основания и уничтожения этих обителей неизвестно.
ЗНАМЕНСКИЙ-ХОТМЫЖСКИЙ, муж. Грайворонского уезда, в 5 верстах от заштатного города Хотмыжска. Здесь церковь Знамения Богородицы, в которой находится Чудотворная икона Казанской Богородицы, перенесенная сюда из Карповской пустыни, в 1725 году.

* * *

ЦЕРКВИ:

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, кафедральный собор, в губернском городе Курске. Построен в 1597 и возобновлен в 1733 году. Сюда, в 1615 году, был перенесен и находился три года Чудотворный образ Божией Матери, известный ныне под именем Корсунского-Коренского, до перенесения его в Богородицкий Знаменский монастырь.

ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ, собор, в уездном городе Белгороде. Существует с XVI века. Митрополит Белградский Иустин (Базилевич) перестроил его в 1705 – 1709 годах. – Здесь иконостас, в новейшее время устроенный, по изящности вкуса и работы, может почесться редким. В этом храме погребены архиереи бывшей Белгородской епархии, из коих известны митрополиты: Феодосий, Михаил, Авраамий и Иларион; епископы: Епифаний (Тихорский), Антоний (Черновский), Лука (Конашевич), Иоасаф (Миткевич) и Порфирий (Крайский).

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ собор, в уездном городе Белгороде; основан в XVI веке.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle