сост. Александр Ратшин

Источник

Костромской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ИПАТИЕВ, муж. 1 класса, кафедральный, близ губернского города Костромы, на крутом берегу речки Костромы, при самом впадении ее в Волгу; находится под управлением епархиального архиерея, имеющего здесь титул священноархимандрита. Монастырь этот основан в 1330 году татарским князем Четом, родоначальников бояр Годуновых, познавшим Истинного Бога еще задолго до того времени: св. Петр Митрополит, быв в Орде, в начале XIV века, крестил Чета, по его желанию, и нарек Захарием. Новый христианин, желая удалиться от соотечественников, погрязших в мраке неверия, прибыл из Золотой Орды в Россию уже после кончины Просветителя своего: на его престоле был св. Феогност. 3axapий (Чет), проезжая в Москву чрез Костромские пределы с детьми своими и несколькими мурзами, ему сопутствовавшими, имел привал, или отдых на том самом месте, где теперь существует Ипатиев монастырь. Тут он был внезапно постигнут жестокою болезнью и – готовясь уже к смерти – удостоился зреть чудесное явление Пресвятой Богородицы, с предстоящими Апостолом Филиппом и Священномучеником Ипатием Гангрским. Явление произошло, как гласит предание, на озере Мерском, названном так издревле по народу Мери, обитавшему по берегам его; оно находится близ монастыря, и именуется ныне святым. Вследствие усердной молитвы, Кн. Захарий получил облегчение и немедленно построил тут каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом Апостола Филиппа и св. Ипатия, в которой поставил и икону, изображающую то видение. Вскоре он основал тут иноческую обитель, с каменными кельями и дубовою оградою, соорудил другую каменную ж церковь Рождества Богородицы, с трапезою и приделом св. Иоанна Златоустого, и колокольню. – Дети и потомки 3axapия особенно любили этот монастырь и обогащали его приношениями; наконец он сделался и родовым кладбищем фамилии Годуновых: их гробами наполнены три усыпальницы под нижними сводами Рождественской церкви и под папертью Троицкого Собора, где погребен и сам основатель, с детьми и внуками. В исходе ХVI века бояре Димитрий Иванович, Иван Иванович и Борис Феодорович Годуновы, усердствуя к обители предка своего, украсили ее новыми каменными храмами, оградили такими ж стенами, обогатили вкладами и иконами с драгоценными ризами и довели до такого цветущего положения, что она называлась тогда Преименитою Великою Лаврою, В начале ХVII века, после литовского разорения, монастырь Ипатиев получил историческую, для всех русских драгоценную известность: здесь совершилось в 1613 году принятие престола Всероссийского Михаилом Феодоровичем – и цел еще тот дом, где этот юный царь более семи лет пребывал с родительницею, и укрылся от иноплеменных злодеев, искавших погубить его. В одной палате этого дома находится и портрет героя Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения Михаила. Бренные останки Сусанина перевезены сюда, в обитель, по повелению царя Михаила Феодоровича; но место, где они положены, к сожалению, неизвестно.

Ныне здесь 4 церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы с тремя приделами: Священномученика Ипатия, Апостола Филиппа и Преп. Михаила Малеина; этот последний придел устроен в позднейшее время в честь дня тезоименитства царя Михаила Феодоровича. Церковь эта была первоначально построена в 1330 г. князем Четом (Захарием), небольшая каменная; а в 1586 году боярин и конюший Димитрий Иванович Годунов соорудил новую каменную ж, пятиглавую, и расписал ее внутренние стены; она чрез 63 года, быв уже ветхою, разрушилась от жестокого вихря, случившегося 29 января 1649 года – и вместо оной воздвигнут, в 1652 году, на монастырскую сумму, ныне существующий обширный храм, в котором находится много икон, в богатых золотых и серебряных окладах, принесенных в дар обители в XVI в. боярами Годуновыми; из них местный образ св. Троицы, древнего письма, украшен золотым окладом, в 35 фунт. весом, с крупным жемчугом и драгоценными каменьями, что по нынешней цене стоит не менее 100-т. руб. К этой иконе привешены на лентах три достопамятные золотые медали, с изображением шведского Короля Карла IX, присланные сюда царем Михаилом Феодоровичем в 1616 году, как свидетельствует о том надпись. – Над Царскими вратами помещена замечательная в историческом отношении Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, та самая, пред которою Великая Старица Марфа Иоанновна, молясь при многочисленном собрании архиереев, вельмож и народа, 14 марта 1613 года, изрекла согласие свое на вступление сына ее, юного Михаила, на царство русское. Здесь же хранится часть Ризы Господней, присланная сюда в 1626 году Патриархом Филаретом. В главном алтаре серебряный чеканный престол устроен в XVI веке по усердию боярина Дмитрия Ивановича Годунова, Северные, Южные и Западные наружные двери Троицкого Собора, сделаны также Димитрием Ивановичем Годуновым, и состоят из железных листов, покрытых латунью, вызолоченною сусальным золотом, по которой вычеканены разные изображения, из Священной Истории и Сивиллиных книг взятые. 2) Праведного Лазаря Четверодневного, внизу, под сводами собора, устроена в 1768 году епископом Костромским, Дамаскином и возобновлена в 1822 г. Преосвященным Самуилом; в ней ничего нет деревянного: все – даже самый иконостас – из камня; при входе в церковь, погребен храмоздатель, Преосвященный Дамаскин. 3) Соб. теплая, Рождества Богородицы, с трапезою, построена первоначально князем Четом (Захарием), потом, около 1586, сооружена новая боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым, а напоследок за ветхостью перестроена епископом Дамаскином в 1760–1764 годах. Здесь находится та самая икона, изображающая явление князю Захарию Богоматери с Апостолом Филиппом и св. Ипатием, которая по желанию этого князя написана была в 1330 году; она дважды поновлена: в 1605 и 1813 годах, и именуется в древних церковных описях Воплощение Пресвятой Богородицы. При этом храме придел Иоанна Златоустого, находящийся в нынешнем положении с 1810 года. 4) Владимирской Божией Матери, при Архиерейских кельях; она устроена 1759 Преосвященным Дамаскином и потом возобновлена в 1822 году Преосвященным же Самуилом. – В прежнее время были в Ипатьевской обители и еще три каменные церкви: 1) Феодора Стратилата; 2) Мученицы Ирины; обе над прежними св. вратами, устроенные в 1586 году боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и Правителем Государства Борисом Феодоровичем, в честь тезоименитств царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны; после литовского нашествия церкви эти оставались долго впусте, а при царях Иоанне и Петре были возобновлены во имя Иоанна Предтечи и Апостолов Петра и Павла; а наконец, в 1775, за ветхостью упразднены. 3) Иоанна Златоустого, больничная, построена в 1673, а упразднена в 1808 году. – Каменная монастырская ограда, на 243 саж., с 6 башнями и 4 воротами; она сделана первоначально около 1586 года боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым; а в 1642 перестроена и распространена царем Михаилом Феодоровичем; нынешние св. врата находятся на том самом месте, где были древние, памятные тем, что в них выехал в Москву Михаил, уже нареченный на царство.

Богатая ризница этой обители сохраняет в себе драгоценные вклады царей Бориса Годунова, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей и императрицы Екатерины II; также главного вкладчика боярина Дмитрия Ивановича и прочих бояр Годуновых; на прим. древнюю плащаницу, богато украшенную жемчугом, золотые сосуды, с драгоценными каменьями, весящие до 10 ф., две серебряные чаши для водоосвящения, из коих в одной почти 12 ф. весом, и проч. Между редкостями здешними особенного внимания заслуживают: посох черного дерева и золотой ковш, принадлежавшие царю Михаилу Феодоровичу и хранившиеся прежде в Московской оружейной палате, а государем императором Николаем Павловичем присланные в дар Ипатьевскому монастырю. Сверх того находится Великокняжеское место Василия Димитриевича, удалявшегося сюда в 1408 году, во время нападения на Москву татар, и другое Царское место весьма высокое, резное из липы, присланное в 1613 году царем Михаилом Феодоровичем; императрица Екатерина II, в проезд свой чрез Кострому, в 1767 году, слушала обедню, стоя на нем; в память чего и вырезан на оном ее вензель.

В Ипатьевском монастыре имеет пребывание епископ Костромской и помещена духовная семинария. Настоятельство здесь было сначала игуменское; а архимандрия учреждена в 1599 году царем Борисом Феодоровичем; кафедральным же Костромской епархии сделан он по указу Святейшего Синода, в 1744 году. – До учреждения штатов принадлежало монастырю более 11 т. душ крестьян, в разных селах и деревнях.

Ежегодно, в день пятидесятницы, совершается в Ипатиев монастырь крестный ход из Костромского Успенского собора.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Костроме; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Костромской семинарии. Основан при В. К. Василии Васильевиче Темном, в XV веке. Здесь четыре огромные церкви, из которых соб. Богоявления Господня построена вместо прежней, в 1559 году. Монастырь обнесен высокой каменной оградой, на пространстве 450 сажен.

БОГОРОДИЦКИЙ-ИГРИЦКИЙ, местными жителями именуемый Песошским, муж. 3 класса, в 15 верстах от губернского города Костромы; находится под управлением игумена. Существует с 1624 года. На этом месте была в древности небольшая пустынька; называемая Игрицкою, от которой к началу XVII века осталась только одна ветхая запустелая церковь; в ней, в 1624 году, между старинными полинявшими иконами явился образ Смоленской Божией Матери – Одигитрии, невидимо обновленный; в честь этого Чудотворного образа, известного ныне под названием Игрицкого, и построена здесь нынешняя обитель, в которой три церкви: 1) Соб. Смоленской Богородицы – Одигитрии, существующая с 1693 года; 2) Николая Чудотворца, построенная также в 1693 г.; 3) Онуфрия Великого и Петра Афонского, построена в 1700 году. – В соборном храме находится самая явленная икона Божией Матери, прославленная во всей окрестности: она бывает носима по окружным городам и селам, с крестными ходами; празднество этой св. иконе совершается 28 июля.

БАБАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в 35 верстах от губернского города Костромы, на берегу Волги, при впадении в нее реки Солоницы; находится под управлением игумена. О времени основания этой обители сведений нет; а известно только, что в 1621 году она уже существовала. Здесь церковь двухэтажная, в которой престолы: вверху Похвалы Богородицы, а внизу Николая Чудотворца. Здесь, в Больничной церкви этой обители, погребен живший на покое Преосвященный Самуил (Запольский) епископ Костромской.

УСПЕНСКИЙ-ПАИСИЕВ, муж. 3 класса, близ уездного города Галича, на берегу Галичского озера; находится под управлением архимандрита. Обитель эта существует весьма давно; но когда именно основана, неизвестно. В древности называлась она Николаевскою-Галичьскою, по церкви Николая Чудотворца, здесь бывшей. В XIV веке, когда церковь эта пришла уже в ветхость, боярин Великого Князя Димитрия Донского, Иоанн Овин, предпринял намерение соорудить вместо ее новую – и во время постройки, получив от неизвестного лица икону Божией Матери, переименовал Николаевскую церковь в честь Успения Богородицы , и икону , прославленную чудесами, поставил в том храме. С этого времени монастырь прозван Успенским; а с XVI века и Паисиевым, в честь св. Паисия, бывшего здесь до 1504 года архимандритом, которого и мощи почивают в соб. церкви Успения Богородицы. В этом же храме находится и означенная икона Божией Матери, носящая название Овиновской; ей установлено праздновать 15 августа при В. К. Василии Васильевиче Темном. – Между иноками здешней обители был послушником, в XV веке, Преподобный Григорий Пельшемский.

ТРОИЦКИЙ-УНЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от уездного города Макарьева на Унже; находится под управлением архимандрита. Основан Преподобным Макарием Унженским и Желтоводским, в 1439 году. Обитель эта – скудная до конца XVI века – состояла тогда из незначительных деревянных строений и не была ничем особенно замечательна. В царствование Феодора Иоанновича, как кажется, начались чудотворения от мощей св. Макария; по сему-то поводу, вероятно, царь обратил внимание на обитель: ибо прислал сюда в 1596 году строителем бывшего боярина Хвостова (в иноч. Давида), и приказал ему доносить о всех нуждах монастырских. Но кончина царя, вскоре последовавшая, а за тем смутные времена отдалили на долго совершенное благоустройство Унженского монастыря. Старец Давид построил новые церкви, но также деревянные, а каменных, как видно, не мог, по неимению пособий, хотя и удалось ему испросить у царя Василия Иоанновича Шуйского право на владение никоторыми близлежащими селениями. – В начале XVII века, когда Филарет Никитич томился в плену у поляков, Великая Старица Марфа Иоанновна посетила обитель, вместе с малолетним сыном Михаилом Феодоровичем, и молилась у гроба св. Макария о возвращении Филарета. По вступлении на престол царя Михаила и чрез два месяца по восприятии родителем его Патриаршеского сана, царь совершил в 1620 году торжественное шествие в Унженский монастырь для поклонения мощам св. Макария и принесения благодарности Угоднику Божию за минование всех бед молитвами его. Для сего заблаговременно построен был в обители деревянный дворец. День прибытия царя, 4 октября, празднован был при жизни его особенным торжеством до 1645 года, а с того времени до ныне, совершается здесь соборная панихида. – В то время обитель именовалась уже Лаврою, и управляема была игуменом. В 1669 году все ее деревянные церкви и строения, в том числе и Царский Дворец, погорели; после чего церкви уже сооружены каменные.

Ныне здесь находятся семь великолепных церквей, из коих: 1) Соб. Живоначальной Троицы, в которой почивают мощи св. Макария Желтоводского, в богатой раке. Храм этот построен был прежде над могилою Преподобного Макария деревянный; Строителем Давидом сооружен новый в 1596, также деревянный, с приделом Флора и Лавра, а каменный воздвигнут в 1669 году. 2) Благовещения Богородицы, построена, вместо прежней деревянной, в 1669 г. каменная, игуменом св. Митрофаном, хиротонисанным потом во Епископа в Воронеже; при этой церкви в 1833 году устроен придел во имя св. Митрофана, и освящен в июне того ж года Епископом Костромским и Галичьским Павлом. Здесь был еще при деревянной Благовещенской церкви придел Преподобного Михаила Малеина, устроенный в 1620 году, вскоре по отбытии из обители царя Михаила Феодоровича, и сгоревший в пожар 1669 года. 3) Успения Богородицы, больничная, построена каменная в 1735 году, на том самом месте, где был дворец царя Михаила Феодоровича.

При этой обители бывают три ярмарки: 19 января, 25 марта и 20 июля.

НИКОЛАЕВСКИЙ-ЛУХОВСКИЙ, муж. 3 класса, в Юрьевцо-Поволгском уезде, близ заштатного города Луха, на берегу реки того ж имени, на урочище Копытовке; находится под управлением игумена. Основан около 1450 года Преподобным Тихоном. Здесь две церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, в которой и мощи основателя почивают; 2) Воздвижения Креста. – В этой обители жил в XV веке Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский. – 16 июня бывает здесь ярмарка.

ЖЕЛЕЗНОБОРКОВСКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от уездного города Галича, и в 15 верст. от уездного же города Буя. Построен Великим Князем Василием Димитриевичем, в XIV веке, на том месте, где была уединенная хижина Преподобного Иакова Галичьского, которого он уважал за святость жизни и исцеление от болезни супруги его, княгини Софии. По создании обители, Преп. Иаков был в ней первым игуменом. Здесь соб. церковь Иоанна Предтечи, в которой почивают мощи Преп. Иакова; при этом храме придел во имя Иакова, Епископа Ростовского. – Название Железноборковского монастырь этот имеет от находящихся тут железных рудников и густого бора. – В этой обители пострижен в иночество Григорий Отрепьев, перешедший потом в Московский Чудов монастырь. В 1697 году монастырь Железноборковский был приписан к Московскому Донскому.

ГОРОДЕЦКИЙ-ПОКРОВСКИЙ, муж. заштатный, против уездного города Чухломы, на другом берегу озера того ж имени. Основан во второй половине XIV века Преподобным Авраамием. Здесь три церкви: 1) Соб. Покрова Божией Матери, с приделом св. Авраамия Чухломского и Галичьского, в котором почивают под спудом и мощи его; 2) Рождества Христова, с приделом Благовещения Богородицы; 3) над св. вратами, Николая Чудотворца, с приделом Великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницею. В эту обитель бывает из города Чухломы крестный ход ежегодно в шестое Воскресение по Пасхе, установленный издревле.

КРИВОЕЗЕРСКАЯ-ТРОИЦКАЯ пуст. муж., при так называемых Кривых Озерах. Основана в 1648 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с тремя приделами, 2) Преподоб. Варлаама Хутышского.

МАКАРЬЕВСКАЯ пуст. муж. при слободе Решме, близ Волги. О времени основания ее сведений нет. Здесь соб. церковь Живоначальной Троицы, с двумя приделами.

ВЫСОКОВСКАЯ-УСПЕНСКАЯ пуст. муж. в Макарьевском уезде. Учреждена в 1820 году из обратившихся к православной церкви раскольников. Здесь Соб. церковь Успения Богородицы.

* * *

БЕЛБАЖСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, женский 2 класса, в 80 верстах от уездного города Макарьева на Унже, на берегу реки Белбаши. Основан в 1708 году, по указу императора Петра Великого. В нем соб. церковь Живоначальной Троицы.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Костроме. Он был основан в XV веке, и находился в самом Кремле, подле Успенского Собора. В этой обители имела пребывание Великая Инокиня Марфа Иоанновна, с сыном Михаилом Феодоровичем, до 1613 года, и отсюда уже перешла на короткое время в Ипатиев монастырь. – В 1773 году Крестовоздвиженский мон. сгорел совершенно и церкви разобраны, на месте коих пристроена к Успенскому Собору теплая Благовещенская церковь, а инокини переведены в здания упраздненного монастыря мученицы Анастасии, где обитель эта и ныне находится. В ней три церкви: 1) Соб. Воздвижения Креста; 2) Положения Ризы Богородицы; 3) Входа во Иерусалим, теплая.

СТАРОТОРЖСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Галиче, на берегу озера, близ урочища, называемого Столбище, где еще видны остатки укреплений древнего Галича. Время основания этой обители неизвестно. Здесь Соб. церковь Николая Чудотворца. Монастырь этот старанием нынешней его игуменьи доведен до наилучшего состояния и отличается устройством и благолепием.

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

ЗАПРУДЕНСКИЙ-СПАСКИЙ, муж. в 2 верстах от губернского города Костромы, на речке Запрудне, с церковью Нерукотворенного Спасова образа. Основан был в 1239 году князем Костромским и Галичьским Василием (Квашнею), сыном В. К. Ярослава II, на месте явления Феодоровской иконы Богородицы; почему, в память дня обретения ее, 16 августа, и установлен сюда крестный ход из Успенского Костромского собора. – В XVII веке монастырь этот именовался Патриаршим Домом. – В 1758 году Преосвященный Дамаскин учредил здесь семинарию, а в 1760, устроен им же и Загородный Архиерейский Дом, с церковью Благовещения Богородицы. Наконец в 1764 году монастырь упразднен и Спаская его церковь причислена к Костромскому Успенскому собору.

АНАСТАСИЕВ-РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ, женский, существовавший издревле в губернском городе Кострома, с церквами Мученицы Анастасии и Положения Ризы Богородицы. О времени основания этого монастыря никаких сведений нет. Он был упраздняем дважды: в 1764, при общем устройстве монастырских штатов, и в это время Преосвященный Дамаскин построил здесь, в 1766, для пребывания своего кельи; потом обитель восстановлена в 1769; а на последних, в 1773 г. когда сгорел Крестовоздвиженский мон., то, по переводе оного сюда, Анастасиева обитель осталась уничтоженною.

СЫПАНОВ-ТРОИЦКИЙ, муж. близ уездного города Нерехты, в 42 верст. от Костромы. Основан был в XIV веке Преподобным Пахомием, бывшим в этой обители первым игуменом. Монастырь этот упразднен в 1764 году, и церковь Живоначальной Троицы, в которой почивают под спудом мощи основателя, обращена в приходскую; в ней же находится и образ св. Пахомия, писанный в конце XIV века иноком Иринархом, знавшим лично этого Преподобного.

НОВОЗЕРСКИЙ-АВРААМИЕВ, муж. существовавший в древности, в уездном городе Галиче; он обращен в 1764 году в приходскую церковь. О времени построения этой обители неизвестно; а по всему вероятно, полагать можно, что основал оную Преподобный Авраамий Галичьский, в XIV веке, в одно время с Городецким монастырем.

КОЗМОДЕМЬЯНСКИЙ, муж. существовавший некогда в уездном городе Галиче. Церковь этой обители, во имя св. Бессребренников Козмы и Дамиана, обращена в 1764 году в приходскую.

ВАСИЛЬЕВСКИЙ, муж. в уездном городе Галич, с церковью св. Василия Кессарийского. О этой обители, когда она была основана и уничтожена, сведений нет; известно только, что в 1632 году она еще существовала.

ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, находившийся в древности в уездном городе Галиче; когда и кем был основан, неизвестно; а упразднен в 1764 году.

МОНЗЕНСКИЙ, муж. в 25 верстах от уездного города Галича и в 30 верст. от Чухломы, на речке Монзе, при впадении ее в реку Кострому. Основан был в XVI веке Преподобным Ферапонтом и учеником его, препод. Адрианом. Здесь церковь Благовещения Богородицы, в которой почивают под спудом мощи означенных основателей; тут же погребена бывший в числе здешних иноков и прославившийся своей добродетельною жизнью и подвигами, труженик, Феодосий. Обитель упразднена в 1764 году и церковь обращена в приходскую.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. существовавший в древности в уездном городе Юрьевце-Польском. Здесь, в церкви Богоявления Господня, погребен блаженный и Христа ради юродивый Симон, которого память местными жителями уважается. О времени основания и уничтожения этой обители неизвестно.

СТРОЕВО-ГОРСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. находился за Нерехтою, в Сорохотском стану; о времени его основания и уничтожения сведений нет. В послушной вотчинной грамоте 1569 года значится, что царь Иоанн Васильевич Строево-Горскому игумену с братиею пожаловал в Сорохотской волости село Шабухино с деревнями. В 1642 году разбойники разорили этот монастырь, убив в нем черного попа Иосифа.

ТРОИЦКАЯ, пуст. муж. существовавшая с XIV века на реке Ветлуге, на том самом месте, где ныне находится уездный город Варнавин. Пустынь эта называлась прежде и Лапшингскою, по небольшой речке Лапшанге, впадающей подле ее в Ветлугу. Она основана была Преподобным Варнавою. Здесь три церкви: 1) Соб. Апостола Варнавы, в которой и мощи основателя опочивают под спудом; 2) Живоначальной Троицы; 3) Николая Чудотворца. Сии две последние церкви, построенные учениками Препод. Варнавы, после его кончины, уже не существуют; а первая, Апостола Варнавы, обращена в городской собор. Обитель упразднена в 1764 году.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж., бывший в древности в 5 верстах от уездного города Солигалича, на берегу реки Вочи. О времени основания и упразднения этой обители ничего неизвестно. Здесь, в церкви Преображения Господня, находится гробница схимника Александра, которого память, как благочестивого мужа, и до ныне уважается окрестными жителями.

КРАСНОГОРСКАЯ-БОЛДЫРЕВА, пуст. муж. близ уездного города Луха. О времени основания и уничтожения ее неизвестно. Церковь этой обители обращена в приходскую.

СПАСКАЯ, пуст. муж. в 20 верстах от Троицкого Унженского монастыря. Когда эта пустынь была основана, сведений нет; а уничтожена еще при царе Михаиле Феодоровиче, который отдал ее Троицкому Унженскому монастырю. Церковь здесь Всемилостивого Спаса, обращенная в приходскую.

СЛОВЕНСКАЯ, или НОВОСЛОВИНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, называвшаяся и ОДИГИТРИЕВСКОЮ, пуст. муж., о которой подробностей никаких совершенно неизвестно. Здесь находится Чудотворная икона Божией Матери, называемая Словенскою, явившаяся на сем месте в 1635 году, 23 сентября, в который день и празднество ей совершается.

* * *

ЦЕРКОВЬ

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор в губернском городе Костроме, в Кремле. Существует с половины XIII века. – На сем месте находилась в древности деревянная церковь св. Феодора Стратилата, которая в 1239 году сгорела до основания – только уцелела одна икона Божией Матери, называемая ныне Феодоровскою; она, по преданиям, была до нашествия монголов запрестольною в Феодоровском Городецком, или Радиловском мон. (месте кончины св. Александра Невского), и перенесена сюда в Кострому, в Феодоровскую церковь; а после вышеписанного пожара чудесно явилась за три версты от Костромы, на речке Запрудне, на сосновом дереве. Тут нашел эту икону Костромской и Галичьский князь Василий Ярославич (Квашня) 16 августа 1239 года, и на самом месте обретения, в память того дня, когда это случилось, основал Спаский монастырь (см. Запруденский мон.), а на месте сгоревшей древней Феодоровской церкви воздвигнул, около 1250 года, нынешний каменный Успенский собор, с приделом св. Феодора Стратилата, алтарями, вместо востока на запад – единственный пример в России – чему причиною полагать должно то, что место, на котором случилось чудесное явление князю Василию Иконы Богородицы, находится от собора на Запад. – После того, и именно в 1665 году, придел св. Феодора пристроен к собору отдельно, с левой стороны. – В 1773 году, во время большого Костромского пожара, храм этот почти со всею драгоценною утварью и многими древними иконами сгорел; причем и колокольня разрушилась. Императрица Екатерина II повелела, в 1775 году, возобновить собор, и для этого выдано из казны 12 т. руб.; а на месте погоревшего тогда ж, вблизи находившегося, Крестовоздвиженского монастыря, заложен в 1776 г. теплый собор во имя Богоявления Господня, с колокольнею; что все и окончено в 1791 году. В куполе этого собора помещается библиотека. – Явленный и Чудотворный Феодоровский Образ Пресвятой Богородицы находится в древнем Успенском соборе; икона эта, привлекающая отовсюду множество богомольцев, украшена золотым окладом, более полу-пуда весом с брилиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными каменьями; празднество ей было совершаемо прежде 16 августа; а с 1613 года переменено на 14 марта, в память избрания в этот день Михаила Феодоровича на царство. – Из этого собора бывают ежегодно крестные ходы с явленною иконою: в день пятидесятницы в Ипатиев мон. а 16 августа в Спасо-Запруденскую церковь. – В Успенском соборе погребен храмоздатель, князь Василий Ярославич.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle