сост. Александр Ратшин

Источник

Казанской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Свияжске; находится под управлением Архимандрита. Основан около 1555 года св. Германом, Архиепископом Казанским, приемником св. Гурия. Здесь соб. церковь Успения Богородицы, в которой почивают мощи основателя, св. Германа, в серебряной раке, и хранится тут же ризница сего Святителя; мощи его перенесены сюда из Москвы 25 сентября, 1595 года. Здания этой обители весьма огромны.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Казани; состоит под управлением архимандрита, который вместе с тем и ректор Казанской Духовной Академии. Основан по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного и по назначению архиепископа св. Гурия, в 1556 году, св. Варсонофием, который и был здесь первым архимандритом, а в последствии хиротонисан во епископа в Тверь. В этой обители пять церквей: 1) Соб. Преображения Господня; построена сначала деревянная в 1556, а потом, по повелению царя Феодора Иоанновича, в 1566; каменная; вторична перестроена при архимандрите Германе, в 1601 году; здесь почивают мощи основателя, Варсонофия епископа Тверского, за правым клиросом между столпами; 2) св. Николая Ратного; 3) Великомученицы Варвары, над св. вратами; 4) св. Николая Ратного ж, древняя, построенная св. Варсонофием в 1556 году; 5) при больнице, св. Сампсона Странноприимца.– В этой обители погребен знаменитый Вития XVI века, митрополит Казанский Ефрем, венчавший на царство царя Михаила Феодоровича, в 1613 году.

ЗИЛАНТОВ-УСПЕНСКИЙ, муж. 2 класса, близ губернского города Казани; находилосьвв под управлением архимандрита. Он был сначала основан в 1552 году, по повелению царя Иоанна Васильевича, тотчас по взятии Казани, на том самом месте, где погребены воины, убиенные на приступе; но как по причине затопления его разливом вешней воды, здания монастыря начали разрушаться , то в 1560, по повелению этого ж царя, и перенесен он на нынешнее место, где во время осады Казани была царская ставка и походная церковь. Ныне в обители три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы; 2) Всех Святых, теплая; 3) Над св. вратами, двухэтажная, в которой престолы: вверху Препод. Герасима, иже на Иордани, внизу Алексия митрополита. – Монастырь этот был прежде 3 класса, а во 2 возведен в 1836 году. Здесь находится училище для обучения татарских, черемисских, чувашских и мордовских детей закону Христианскому и языкам русскому и латинскому, основанное в 1733 году архиепископом Казанским Илларионом (Рогалевским), которое после, при епископе Луке (Конашевиче), преобразовано в семинарию. – Вне монастыря, на том месте, где он прежде существовал, построен памятник, с церковью внутри его, во имя Нерукотворенного Спасова образа, освященный в 1823 году; в этом храме, над гробами убиенных при взятии Казани воинов, совершается ежегодно соборная панихида.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, называемый ИЕРУСАЛИМОМ, муж. в 7 верстах от Казани, где имеют пребывание в летнее время казанские аpxиереи; находится на берегу озера Кабанья. Основан в 1780 году. Здесь три церкви: 1) Соб. Воскресения Христова; 2) Тихона Амафуитского, над св. вратами; 3) Знамения Богородицы, при Архиерейских кельях.

КИЗИЧЕСКИЙ-ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 2 верстах от Казани; состоит под управлением игумена. Основан в 1701 году иждивением патриарха Адриана и Преосвященных Корнилия Новгородского и Илариона Псковского. – Здесь четыре церкви: 1) Введения Божией Матери, с приделом девяти мучеников Кизических, где находятся, в драгоценном ковчеге, и части мощей сих святых, перенесенные сюда из Кизика тщанием патриарха Адриана; 2) Равноапостольного Князя Владимира; 3) Аридиакона Стефана; 4) Иоанна Златоустого. Из этой обители, ежегодно 25 июня совершается крестный ход в Казань, с мощами девяти мучеников, которые и пребывают там месяц, а 27 июля возвращаются в Кизический монастырь, также с крестами, при многочисленном стечении молящихся.

ТРОИЦКИЙ-ФЕОДОРОВСКИЙ, муж., существовавший в Казани. Время основания этой обители неизвестно, впрочем в XVII веке она уже существовала. – Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом Феодора Стратилата; 2) Пророка Илии над св. вратами.

ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Чебоксарах находится под управлением архимандрита. Основан в 1566 году. В нем три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Смоленской Божией Матери-Одигитрии; 3) Феодора Стратилата.

ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж. заштатный, в Казани, на горе, близ крепости. Основан в 1577 году св. архиепископом Германом. Здесь две церкви: 1) Соб. входа во Иерусалим, с приделами Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова; 2) Теплая, Введения Пресвятой Богородицы.

ТИХВИНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Цывильске; построен в 1675 году Цывильскими гражданами в благодарность Богу за освобождение города от бунтовщика Стеньки Разина. Здесь церковь Тихвинская Божией Матери, где находится и чудотворная ее икона.

СЕМИЕЗЕРНАЯ пуст. муж. в 17 верстах от губернского города Казани, при семи озерах, которые ныне составляют уже одно озеро; находится под управлением игумена. Основана в 1613 году монахом Евфимием, и называлась тогда Вознесенским монастырем, по церкви, которая была прежде всего построена Евфимием. Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Смоленской Божией Матери, с приделом Препод. Варлаама и Царевича Иосафа Индийских; 2) Вознесения Господня, теплая; тут находится гробница основателя пустыни Евфимия; 3) Апостола Андрея Первозванного; 4) Петра и Павла, над св. вратами. В соборном храме находится перенесенная сюда старцем Евфимием, из Великого Устюга Чудотворная икона Божией Матери, известная ныне под именем Семиезерской, чудесно избавившая жителей Казанских от морового поветрия, свирепствовавшего в 1654 году; в память чего, в этот год и установлено носить ежегодно св. икону со крестами и хоругвями в Казань, 26 июня, откуда возвращается она в Семиезерную пуст. уже чрез месяц, 27 июля, в сопровождении множества богомольцев. Празднество этой иконе совершается, кроме 26 июня, еще и 13 октября. Тут же, в соб. церкви, погребен живший здесь на покое, митрополит Казанский, Вениамин (Пуцек-Григорович).

РАИВСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, общежительная пуст. муж. в 30 верстах от губернского города Казани, и в 18 верст. от уездного города Свияжска; состоит под управлением игумена. Основана в 1613 году иеромонахом Филаретом; устав общежития введен в 1800 году. В ней 15 церквей, из коих: 1) Соб. Грузинская Божией матери, где находится и чудотворная ее икона; при сем храме придел Живоначальной Троицы; 2) Преподобных Отец, в Синае и Раифе избиенных, теплая, с трапезою и приделом Евфимия Новгородского; Над трапезою вверху, пяточисленных мучеников: Евсафия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; 4) Николая Чудотворца; 5) Неопалимой Купины; 6) Тихона Амафуитского; 7) Иакова, брата Божия; 8) Гурия и Варсонофия Казанских; 9) Зачатия Иоанна Предтечи, с приделом князей Феодора, Давида и Константина Ярославских Чудотворцев, 10) Алексия Человека Божия; 11) Великомученицы Екатерины, и проч. – Большая часть этих церквей помещаются в башнях ограды. – Здания этой обители все каменные и хорошей архитектуры. – Ежегодно 1 августа, за двадцать дней до праздника Грузинской Божией Матери, бывает носим чудотворный образ ее, с крестным ходом, в город Свияжск.

МАКАРЬЕВСКАЯ пуст. муж. близ уездного города Свияжска; находится под управлением игумена. Здесь Соб. церковь Макария Желтоводского. О времени основания этой обители известий нет.

МИРОНОСИЦКАЯ пуст. муж. в 7 верстах от уездного города Царевококшайска, на берегу реки Кокшанги; основана иждивением Стрельцов и жителей Царевококшайских, в 1647 году, по случаю явления на этом месте, 1 мая 1647, иконы Жен Мироносиц, которая и по ныне славится чудотворениями и ежегодно, с 1 мая, носима бывает в крестных ходах по окружным городам; эти крестные ходы установлены в 1677 году митрополитом Казанским Иосифом. – В этой пустыне Соб. церковь во имя Жен Мироносиц.

* * *

БОГОРОДИЦКИЙ, женский 1 класса, в губернском городе Казани; основан в XVI веке, по повелению царя Феодора Иоанновича, на том месте, где явилась 8 июля 1579 года Чудотворная икона Богородицы, известная ныне под названием Казанской. – Здесь четыре церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, первоначально построенная деревянная в 1594 году; а по повелению царя Феодора Иоанновича, выстроена каменная в 1595. Храм этот во время приступа к Казани бунтовщика Пугачева, в 1774, сожжен; а в 1791 году, по ветхости, разобран с тем, чтоб по плану, опробованному императрицей Екатериной II, и на сумму, от нее пожалованную, воздвигнут новый великолепнейший; постройка начата в 1799, и продолжалась 9 лет; в это время дарованы были на этот предмет от императоров Павла I и Александра I немаловажные суммы; наконец в 1808 году он совершен и освящен. В сем храме находится и самая явленная икона Божией Матери, которой повсеместное празднество в 8 день июля установлено митрополитом Всероссийским Антонием; 2) Нерукотворенного Спасова образа, с двумя приделами; 3) Мученицы Софии; 4) Иоанна Богослова. – В соб. церкви погребен принявший мученическую смерть от Пугачева престарелый Генерал-Майор Нефед Никитич Кудрявцев, который, при вторжении бунтовщиков в монастырь, находился в этом храме, тут убит и полу-сгоревшее тело его найдено в развалинах сожженной церкви. – Нынешние здания этой обители, как-то: колокольня, кельи, больница и гостинница – все каменные, устроены большей частью иждивением Игуменьи Софии, Княжны Болховской.

ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Свияжске. Основан царем Иоанном Васильевичем, в XVI в. по покорении Казани. Здесь три церкви: 1) Соб. Иоанна Предтечи; 2) Сергия Радонежского, построенная в 1605 году царем Борисом Феодоровичем Годуновым; 3) Деревянная Живоначальной Троицы, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Васильевича, совсем срубленная; сосновые ее бревна и теперь еще довольно крепки; иконостас в ней тот же, который был сделан при царе Иоанне, кроме царских врат, впоследствии времени поновленных. Церковь эта, как редкая и древнейшая во всем городе, обита в 1800 году снаружи тесом, для лучшего сбережения.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

НИКОЛАЕВСКИЙ, женский, существовавший в уездном городе Чебоксарах. О времени основания и уничтожения этой обители неизвестно. Сюда сослана была Годуновым боярыня Шестова, родная бабка царя Михаила Феодоровича.

ГЕРОНТИЕВА-СПАСКАЯ пуст. муж. в двух верстах от уездного города Чебоксар, на правом берегу Волги, с церковью Преображения Господня. Когда и кем она была основана, сведений нет; а упразднена по докладу св. Синода, Высочайше утвержденному в 1838 году. Пустынь эта именовалась также и Владимирскою.

ТРОИЦКИЙ-УРАЕВСКИЙ, муж. в Казанском уезде. О времени основания и упразднения его, неизвестно. Все сведения о этой обители ограничиваются только тем, что она по указу царя Михаила Феодоровича, в 1625 году, приписана была к Новоспаскому Московскому монастырю, с крестьянами и со всеми принадлежащими к ней угодьями.

* * *

ЦЕРКВИ:

БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор в губернском городе Казани, построен в 1561 году, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного. Здесь почивают мощи св. Гурия, первого архиепископа Казанского и Астраханского; тут же погребены и ученики его: Иона и Нектарий, которых память уважается за благочестивую жизнь.

МУЧЕНИКОВ КИПРИАНА и ИУСТИНЫ, церковь в губернском городе Казани, в Кремле; построена в XVI веке первоначально деревянная в течение одного дня, по повелению царя Иоанна Васильевича, в благодарность Богу за совершенное покорение Казани, бывшее в день памяти сих святых. – Нынешняя каменная церковь построена, вместо древней, на сумму Казанского дворянства и освящена 19 мая 1801 года с устроением двух приделов.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle