Дмитрий Львович Покровский

Источник

Библейские песни

Библейские песни – девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI – VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1–19). Вторая – песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1–43). Третья – песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1Цар. 2; 1–11). Четвертая – песнь пророка Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1–19). Пятая – песнь пророка Исайи «От ноши утреннюет дух мой» (Ис. 26; 9–19). Шестая – песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3–10). Седьмая и восьмая – песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3; 26–56, восьмая – Дан. 3; 67–88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46–55) и песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68–79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.


Источник: Словарь церковных терминов. / Покровский Д. – Изд.: Izograph Studio. - 2002. – 168 с.

Комментарии для сайта Cackle