Источник

О монастырях

В С.-Петербургской епархии в сие время, собственно, был один монастырь Александро-Невский. Прочие монастыри епархии, в теперешнем ее объеме, уездов: Кексгольмского, Ладогского и Гдовского принадлежали к соседним епархиям. Троице-Сергиева же пустынь принадлежала к Московской Сергиевой лавре, только все указы и распоряжения, общего свойства, доходили до пустыни от С.-Петербургской епископской власти.

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в то время не был возведен на степень лавры, и именовался просто монастырем. Последним архимандритом его был, как значится в делах консистории 1742 года, синодальный член, преосвященный Стефан, епископ Псковский и Нарвский, удержавший звание сие после посвящения из архимандрита в епископа. Но одновременно с учреждением епархии, преосвященный Никодим сделан был и архимандритом Александро-Невского монастыря. Наместником при нем был иеромонах Досифей. Должность эконома занимал иеромонах Иродион. Духовником как для иноков, так и для ставленников, по началу был иеромонах Елисей, а после него преосвященным Никодимом определен иеромонах Каллистрат. Казначеем был иеромонах Андроник Шуйский.

При монастыре существовала своя канцелярия. Присутствие в ней состояло из иеромонахов, в числе которых значится: эконом Иродион, подписывавший исходящие бумаги в консисторию. Сверх того, в канцелярии Невского монастыря были комиссары: Феодор Карпов, Алексей Агалин, канцелярист Петр Савинов, копиист Харитон Матвеев. Подписи их встречаются на разных бумагах. Важнейшие монастырские дела восходили, минуя консисторию, в Св. Синод, и оттуда поступали непосредственно к Его Преосвященству. Но и с консисторией канцелярия Невского монастыря вела переписку. Состояла же она в том, что консистория всякие указы, поступавшие из Святейшего Синода или конторы его, сообщала непременно канцелярии Невского монастыря, а канцелярия уведомляла о их получении и доставляла требуемые справки, наприм., о семинарии. Других отношений никаких не видно. Сносились же между собой эти два управления, как равное с равным, промемориями.

Из замечательных людей упоминаются в Невском монастыре, за это время, архимандрит Тимофей Щербацкий, перед учреждением епархии, а именно в 1740 году определенный настоятелем в Киево-Печерскую лавру, и прибывший из Голштинии иеромонах Афанасий Берестович, произведенный в архимандрита в Черниговскую епархию.

Отметим еще одну особенность, что в делах 1740–1742 и последующих годов при монастыре упоминается приходская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и при ней священник Андрей Геневский и пономарь Автоном Карпов. Когда устроена эта приходская при монастыре церковь – неизвестно. Необходимость же ее весьма понятна: около монастыря много стояло обывательских домов, а приходской церкви вблизи не было, вот Благовещенскую и сделали приходской. По ведомости 1740 года, в приходе ее значится: дворов разного звания 246, в них жителей мужского пола 1049, женского 836, а всего 1885 человек. Приход очень большой! После Генезского священником был Иван Васильев, но поступил в монастырь. Иеромонахи отправляли церковную службу и в приходе совершали мирские требы. Преосвященный Никодим 30-го января 1743 года произвел во священника к сей церкви, по прошению, учителя русской школы при Александро-Невской семинарии Ивана Голубцова, сына служителя Александро-Невского монастыря.

Кроме Александро-Невского монастыря, под ведомством преосвященного Никодима состояли две пустыни, по местности, находившиеся в Новгородской епархии, а именно: Ново-ладожская Николаевская и Старорусская Кречевская. Они, по всей вероятности, потому числились в С.-Петербургской епархии, что приписаны были к Александро-Невскому монастырю. Дел о них никаких не имелось в С.-Петербургской консистории, распоряжения которой посылались в сии пустыни из канцелярии Александро-Невского монастыря.

Троице-Сергиева пустынь, после погребения основателя своего, архимандрита Варлаама, находилась теперь не в блестящем состоянии. Называлась она, просто церковью преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, что на приморском месте ТроицеСергиева (т. е. Московского) монастыря. В ней жили: иеромонах в звании строителя, иеродиакон и псаломщик. Строителем в 1742–1744 годах состоял иеромонах Аверкий Константинов, при нем встречаются по бумагам в 1743 году иеромонах Пафнутий Гороховский, иеромонах Иосиф Никольский, иеродиакон и послушники. Духовная консистория наравне с другими уездными церквями, напр. Стрелинскою, объявляла указы и пустынникам церкви преподобного Сергия, и они, расписываясь в слушании их, доносили, когда требовалось, об их исполнении. В это время архимандритом Московской Троице-Сергиевой лавры был Арсений Могилевский. Именным указом, данным Св. Синоду 8-го июня 1744 года (II. С. Зак. XII, 134–136, № 8960), по ходатайству его, лавре пожалованы были важные привилегии. К нашему предмету относятся две из них:

а) повелено было сочинить к подписанию Государыни Елисаветы Петровны жалованную грамоту на все приписные к лавре монастыри для неподвижного впредь владения, куда, при составлении грамоты, вошла, в следствие сего, и церковь преподобного Сергия, что на приморском месте;

б) Подворье Троице-Сергиевой лавры, находящееся в С.-Петербурге (История церкви, стр.191), уволено от постоев.

Все другие монастыри нынешней С.-Петербургской епархии, по тогдашнему расписанию, принадлежали к кафедрам Новгородской и Псковской. Так, напр., монастыри: Валаамский, Коневский, Черменецкий и Посолотин, принадлежали к Новгородской епархии. В архиве С.-Петербургской Духовной консистории есть дело по Посолотину монастырю от 18-го января 1743 года № 2313. Из него видно, что в монастыре сем, на сырной неделе в феврале 1736 года деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, изволением Божиим, сгорела. Строитель иеромонах Феофилакт в январе 1743 года просил новгородского архиепископа Амвросия о разрешении построить на погорелом месте вновь деревянную церковь: настоящую, в честь входа Господня во Иерусалим холодную, а приделы, в честь Одигитрии и Святого Николая Чудотворца – теплые. В сентябре 1745 года церковь готова была к освящению, и при архиепископе Стефане освящена.

Относительно Валаамского монастыря также есть одно дело, в котором строитель просил епископа Никодима, отпустить поскорее в монастырь Сергиевской церкви, что в С.-Петербурге, дьячка, изъявившего желание поступить в монашество: ибо Валаам, терпел крайний недостаток в церковниках.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle