Источник

О переменах в положении некоторых членов духовенства и о взаимных отношениях между членами причтов

В ноябре 1743 года прихожане Андреевской церкви, на Васильевском острове, просили учинить их церковь в вящшее святого апостола Андрея имени прославление, и ради бываемого повсегодно торжества его ордена, Иакова Тиханова произвести в протопресвитера, за его добро-жительство, благочиние (как уже известно, он был благочинным) и неусыпные труды по церквям, в устроении и содержании их. 12 февраля 1744 года, Преосвященный Никодим произвел Тиханова в протопресвитера с выдачею грамоты. Потом послал указ, чтобы прочие члены клира и прихожане чинили ему, яко настоятелю, послушание. О возведении же церкви в протопопию ничего не сказано. Но, вероятно, с тех пор и Андреевская церковь получила наименование собора.

23 апреля 1744 года, Преосвященный Никодим, по собственному рассуждению и распоряжению, освободил от чреды священно-служения Петропавловского собора протодиакона Михаила Алексеева, по вниманию к тому, что он всегда служил при епископе в высокоторжественные, праздничные, векториальные, поминальные дни и при других церковных церемониях, – отчего ему не без затруднения было чередоваться. Вместо протодиакона, на его очередь наряжались в собор диаконы посторонних церквей. Но 18 июня того же года, Петропавловского собора дьячок Алексей Георгиев посвящен, по собственному его прошению, во диакона, с тем, собственно, чтобы ему служить череду за Алексеева, получать жалованье дьячка и нести причетническую череду. С тем вместе, Преосвященный отменил распоряжение о наряде диаконов из других соборов и церквей на чреду протодиакона Алексеева.

Протоиереи были только при соборах, столичных и уездных. По указу св. Синода 1-го мая 1738 года, они не чередовались со священниками в священно-служении, но взамен того, служили на все двунадесятые праздники, высокоторжественные, векториальные, и поминальные о членах Царской фамилии дни. Не только причетники, диаконы, но и священники обязаны были находиться у них в повиновении. Если протоиерей переходил в не соборную церковь, то он терял звание и соединенное с ним право перво-стояния. Так протопоп Ямбургского собора Димитрий Стрельников, поступив в Благовещенскую церковь, подписывался под бумагами священником и в перво-стоянии чередовался со своим собратом, как предписано было и в его перехожем указе.

В приходских церквах первенство и перво-стояние давалось указами старшему или по летам, или по службе при церкви. Так в Симеоновской церкви священник Иоанн Абрамов имел преимущество перед своим сослуживцем. Но если не было оснований предоставить первенство кому-нибудь одному из двух или трех священников, образующих штат церкви: то указами предписывалось первенствовать в служении каждому на своей очередной неделе. В указе Симеоновской церкви священнику Андрею Барановскому, поступившему на место Абрамова, прописано, что, в прежнее время, «священническую свою службу он исправлял порядочно и в трезвости, и всегда обращался в добром порядке», и чтобы при Симеоновской церкви он исправлял священно-служение и прочие требы с другим той церкви священником обще-купно, и первенство им иметь по очереди, каждому в своей седмице, и доходы получать по обыкновению, в равенстве» (Ук. Св. Синода, 15-го янв. 1742 г., № 279). Этот вопрос о первенстве, возбуждая страсти в духовенстве, нередко служил камнем преткновения и соблазна. Священники спорили о первенстве, иногда в церкви во время самой службы, когда нужно было идти на литию или величание. Оканчивалось тем, что кто-нибудь совсем не выходил на служение.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle