Источник

Пожертвования, поступившие в церкви по разным случайным обстоятельствам

Заботясь, особенно в новой резиденции, об устройстве и благолепии храмов Божьих, соответственно правилам и преданиям Православно-восточной церкви, Св. Синод сам наделял, об эту пору, церкви города С.-Петербурга и С.-Петербургского уезда разными церковно-богослужебными принадлежностями. Дело сие происходило таким образом. Во-первых, в канцелярию Св. Синода поступали многие образа и, частью, книги после смерти монашествующих особ, напр., Питирима, архиепископа Нижегородского; Иллариона, Новоспасского архимандрита; Евфимия Колетия, бывшего архимандрита Чудова монастыря; преосвященного Феофилакта, архиепископа Тверского и других. Во-вторых, из светских комиссий конфискации имуществ, в синодальную контору поступали предметы церковных принадлежностей, наприм., после купца Никиты Аникиева, Ивана Негодяева, сержанта Якова Барышникова, советника Ивана Кушелева, служителей князя Дмитрия Голицына, подпоручика Тимофея Култашева, бывшего раскольника Семена Лыкова, солдата Назара Ващугина, канцеляриста Ивана Архипова, купеческого человека Ивана Никольского и других. В числе вещей находились разные иконы, святые кресты, складни, лампады, кадильницы, религиозные печатные картины, минеи, псалтыри, евангелия, апостолы, святцы, жития святых, сказание чудес Богоматери Казанской, письменная служба Богоматери Тихвинской. Св. Синод в 1742 году прислал все эти предметы в С.-Петербургское правление, чтобы из них – какие лучше – раздать в градские, а прочие – в сельские церкви. Так они и розданы были в разные церкви под расписки причтов канцеляристами Феодором Башиловым и Иваном Суминым. Священник церкви святой великомученицы Екатерины, что в Екатерингофе, Аникита Яковлев писал, что в церковь сию поступили: «Псалтирь полу-дестовая ветхая, триодь цветная весьма изгнила в четвертку, часослов весьма ветхий в четверть, десять миней, месячных, каковые все гнилые и с переплету распавшиеся, и читать за гнилостью листов невозможно». Другие предметы были прочные, но все малоценные, от 3 коп. до 8 рублей. А местный образ Тихвинской иконы Божьей Матери в серебряном окладе, оцененный в 50 рублей, из конфискованных пожитков купца Обухова, по ходатайству перед Св. Синодом Иакова Тиханова, священника Андреевской церкви в С.-Петербурге, пожалован Св. Синодом 21-го июля 1743 года во вновь строящуюся при ней трех-святительскую церковь.

В 1743 году вторично прислано Святейшим Синодом много икон и других предметов богослужебных. Из них небольшой золотой крест с пятью яхонтами и таким же числом изумрудов, оцененный в десять рублей, оставшийся после смерти преосвященного Феофилакта, Тверского архиепископа, отдан в Петропавловский собор, а прочие – по другим церквям.

Исаакиевскому собору, по указу 22 марта 1738 года, собственноручно подписанным Императрицей Анны Иоанновны, подарен был дом Преосвященного Феофана Прокоповича, принадлежавший Новгородской кафедре. Теперь в нем жили Исаакиевский протопоп с братией и причетниками. Дом этот с двумя апартаментами, верхними и нижними находился на Адмиралтейском острове, по Луговой улице, считавшейся тогда знатною, где по часто, бывало, шествие Ее Императорского Величества, между другими регулярными домами. Соборяне или не заботились о нем или не имели средств содержать его в порядке, ибо дом пришел в упадок: деревянная кровля обветшала, печи в обоих апартаментах представляли опасность во время топки, во многих окнах стекла были перебиты и оставались непочиненными. Уже полицмейстерская канцелярия обратила внимание на сии неустройства и летом 1743 года требовала через консисторию, чтобы починили ветхости и покрыли дом черепицею, как тогда требовалось законами. Шла оживленная переписка об сем доме, но не видно, когда и чем она окончилась.

Петропавловскому же собору досталась библиотека ученого грека Афанасия Кондоиди, епископа Вологодского. В 1741, 1743 и 1744 годах профессор академии наук Штелин, вместе с соборянами, разбирал эту библиотеку и производил оценку книгам. Штелин сам интересовался некоторыми книгами. Так он брал к себе на дом: «Systhema Chronologicum Adriani, Tractatus theologopolemicus» и «Иnum epistolium», каковые книги были вытребованы от него протопопом Слонским путем официальным через Святейший Синод. Штелин охотно брался разбирать и оценивать книги, но требовал, чтобы его в собор и обратно возили через Неву на судах духовного ведомства. Книги Афанасия Кондоиди и до сих пор имеются в библиотеке Петропавловского собора, на языках церковно-славянском, греческом и латинском, и в числе их встречаются рукописи на языке греческом, по содержанию философские, риторические, напр. риторика, диалектика, письмовник Лихудов и другие.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle