Набожный, набожность
НАБОЖНЫЙ, НАБОЖНОСТЬ
Слово набожный (как и производное от него набожность) по своему морфологическому строю выделяется из ряда русских слов, имеющих в своем составе основу бог- / бож- (ср. безбожный, убогий). Обращает на себя внимание и его акцентовка (на приставке; ср. чеш. nábožnost, ср. народное на́бога) (об ударении см.: R. Nachtigall, с. 12, 97, 125, 136, 156 (Wörterverzeichnis), с. 280). Слово набожный находит себе яркие параллели в западнославянских языках – в чешском и польском, например, очень богато соответствующее гнездо слов в польском языке: nabożeństwo «богослужение», «набожность»; nabożnica «лицемерка»; nabożnieć «делаться пустосвятом»; nabożnik «ханжа», «пустосвят»; nabożnictwo «ханжество», «пустосвятство»; nabożny «набожный», «благочестивый», «благоговейный»; nabożność «набожность», «благоговение».
Чешские nabożný, nabożnost как будто ближе к русским. Любопытно, что и хорватское nabožan, nabožnost явилось, по-видимому, под влиянием чешского языка194.
Однако перенос ударения – при предположении русского заимствования этих слов из польского языка – мог произойти на русской почве (под влиянием на́бога).
Акад. А. С. Орлов, отметив употребление слова набо́жность в «Тилемахиде» В. К. Тредиаковского, поставил его в связь с польским влиянием (польск. nabozność)195.
Слова набожность, набожный, несмотря на их смысловую связь с религиозным культом, его мифологией и идеологией, не отмечены в языке средневековой письменности196. Они появились в русском литературном языке не ранее конца XVII в.
В «Истории о Петре I» кн. Б. И. Куракина (начало XVIII в.): «...князь Петръ Ивановичь Прозоровской... былъ человѣкъ набожной и справедливой...»; «Прозоровской... вѣдалъ Денежной дворъ, и управлялъ со всякою вѣрностiю и безъ мздоимства, понеже былъ человѣкъ набожной, которой до своей смерти былъ содержанъ честно и такъ скончалъ свою жизнь» («Гистория о Петре I и ближних к нему людях» // Русск. старина, 1890, октябрь, с. 244 и 248). Ср. в той же работе: «Данило Тимофѣевичъ Долгорукой ... мужикъ старой и набожной и препростой...» (там же, с. 255).
Значение слов набожный, набожность не подверглось существенным изменениям на протяжении двух с половиной веков. Набожный у верующих: «богомольный, тщательно исполняющий все предписания религии»; набожность: «благочестие, тщательное выполнение требований веры, культа».
Ср. у Крылова в «Кот и повар»:
...Он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил...
Статья опубликована в сборнике «Этимология» 1965 (М., 1967) в серии статей об истории слов закал, закалить (закаленный), перелистывать – перелистать; сосредоточенный, сосредоточенность; стрюцкий под общим названием «Историко-этимологические заметки. III». Имеется только оттиск работы, ни рукописи, ни машинописи не сохранилось. Здесь печатается по опубликованному тексту с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. – Е. К.
* * *
См.: Prof. T. Maretić. Ruske i češke riječi u kniževnom hrvatskom jeziku. Zagreb, 1892. С. 33.
Орлов А. С. «Тилемахида» В. К. Тредиаковского// Сб. «XVIII век», т. 1. М.; Л., 1935. С. 53.
См.: Срезневский, 2, с. 266. Здесь указано лишь неясное по значению набоженка из «Вопрошаний Кирика».