БЛАГОВÓНИЯ

БЛАГОВÓНИЯ – ароматические вещества, употребляемые в богослужении и при совершении церковных Таинств.

Как все восточные народы, Израиль широко пользовался в культе ароматическими веществами. В Библии упоминаются не менее тридцати сортов Б. Праотцы приносят Б. в подарок Иосифу (Быт. 43, 11), Соломон устанавливает монополию на торговлю ими (3Цар. 10, 2, 10). Езекия следует его примеру (4Цар. 20, 13).

Б. так же необходимы для жизни, как еда и питье. Их значение двояко: в общественной жизни они служат выражением радости или интимных отношений между людьми; в литургической жизни они символизируют приношение даров и хвалу.

Умащение благовониями означает проявить вовне свою радость жизни – «масть и курение радуют сердце» (Притч. 27, 9), украситься, «навести красоту». Это делают приглашенные на пир (Ам. 6, 6), жених и невеста перед плотским общением. Умастить голову гостю – значит выразить ему радость встречи с ним (Мф. 26, 7), не сделать этого – невежливо: «Ты головы Мне маслом не помазал», – говорит Иисус пригласившему Его фарисею (Лк. 7, 46). Траур требует упразднения этих знаков радости (2Цар. 12, 20; 14, 2), но в дни поста ученики Христовы не должны от них воздерживаться, чтобы не выставлять свое покаяние на показ (Мф. 6, 17) и не омрачать печалью подлинную христианскую радость.

Действие Б. носит иногда более интимный характер: они как бы переносят чье-либо физическое присутствие в сферу более тонкую и проникновенную.

Так, например, Эсфирь (2, 12–17) и Иудифь (10, 3), чтобы вернее проникнуть в сердце тех, кого они хотели пленить, умастились мирровым маслом и другими ароматами. Запах поля, идущий от одежды Иакова (Быт. 27, 27), свидетельствует о том, что благословил его Господь; в Песне Песней Невеста сравнивает присутствие Возлюбленного с «мирровым пучком» и с «благовонными мастями» (1, 12, 13), тогда как Жених называет ее «мирра моя с ароматами моими» (5, 1; ср. 4, 10).

В древности был широко распространен обычай употреблять Б. как символ культового приношения. Этот обычай был перенят Израилем. В Иерусалимском храме находились и использовались при богослужении: «жертвенник для приношения курений» (Исх. 30, 1–10), кадильницы, наполненные курениями (Числ. 7, 86). Приношение в жертву Б. совершается в радостном поклонении каждое утро и каждый вечер (Исх. 30, 7; Лк. 1, 9–11). Поэтому фимиам, возносящийся как дым, в конце концов становится символом хвалы, обращенной к Божеству: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс. 140, 2) – возжжение фимиама приобретает смысл поклонения Богу, умилостивления Его (3Цар. 22, 44; 1Мак. 1, 55).

Поклонение может быть только одно – культ истинного Бога. Поэтому фимиам в конце концов становится символом совершенного и бескровного поклонения, которое будут приносить все народы в последние времена (Мал. 1, 11; Ис. 60, 6; ср. Мф. 2, 11). Это совершенное поклонение было осуществлено Христом: Он «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5, 2). Его жизнь была непрестанным приношением любви, угодным Богу.

В свою очередь, христианин, быв помазан в Таинстве Миропомазания Миром, состоящим из смеси разных драгоценных ароматических веществ (ср. Исх. 30, 22–25), стал запечатленным сосудом Духа Святого, помазанником Христа. Он призван распространять благоухание Христово во всяком месте (2Кор. 2, 14), внося даже в свои самые обыденные действия дух преданности Богу, любви и милости.

Комментарии для сайта Cackle