ХОМОВÓЕ ПÉНИЕ
ХОМОВÓЕ ПÉНИЕ, хомония, раздельноречие – особая система произнесения текста в русском церковном пении. Возникла в XIV-XV веках. По традиционному объяснению, происхождение X. П. связано с изменением фонетики русского языка и с усилившимся расхождением между книжной и живой разговорной речью (в новейшей исторической литературе это объяснение подвергнуто сомнению и выдвинут вопрос о южнославянском влиянии). Существовавшее ранее полное соответствие между записью текста церковных песнопений и речевым произношением его со временем было нарушено. Полугласные звуки старославянского литературного языка «ъ» и «ь», имевшие в старинных церковных напевах соответствовавшие им тоны мелодии, в бытовом произношении исчезли. В церковном пении (во избежание искажения традиционной мелодии пропуском тонов, соответствовавших исчезнувшим полугласным) они были заменены полногласными «о» и «е». Например, старославянское слово «дьньсь» (днесь) было изменено на «денесе», «Съпас» – на «Сопасо» и т. п. Окончания глаголов в прошедшем времени 1-м лице множественного числа стали произноситься «хомо», например, «согрешихомо, беззаконовахомо...» (отсюда название «хомовое»). Эта манера пения подвергалась осуждению с XVII века Новгородский митрополит Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) ввел в Новгороде пение «правленное на речь». Вслед за тем X. П. было отменено в домовой церкви царя Алексея Михайловича. Московский Собор 1666–1667 годов постановил «гласовое пение пети на речь» и соответственно этому исправить тексты и напевы всех певческих книг. Эта реформа не была принята сторонниками старого обряда.