АЛЛИЛУ́ИА, ЕГДÁ ПОÉТСЯ
АЛЛИЛУ́ИА, ЕГДÁ ПОÉТСЯ – под этим выражением в Типиконе разумеется характер того пения, которое бывает на утрене по прочтении шестопсалмия. Богослужение в Православной Церкви имеет двоякий характер: праздничный, торжественный и покаянный, скорбный. Для обозначения этих двух общих свойств богослужения в Типиконе употребляются выражения: «егда поется Бог Господь» и «егда поется Аллилуиа». Первое обозначает службу радостную, славящую Господа; второе – службу покаянного характера, располагающую к сетованию о грехах своих и скорби. Так, в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу в период поста богослужение бывает покаянное, скорбное, а в субботу (в большую часть седмиц года) особенно поминаются усопшие. Песнопение «Бог Господь», соединенное с торжественною песнию входа Господня в Иерусалим: «Благословен Грядый во имя Господне», относится к пришествию Спасителя для искупления рода человеческого и, следовательно – радостное, потому поется в дни невеликопостные. Пение же «Аллилуиа», хотя также говорит о пришествии Господа, но в первую очередь о втором, страшном Его Пришествии, которое мы ожидаем при конце мира; следовательно, эта песнь призвана возбуждать чувство страха Божия и покаяния. Потому оно поется во дни сетования, плача и моления о своих грехах или о грехах умерших отец и братий наших, ибо в эти дни тема второго Пришествия должна лежать в основе молитвенного подвига. Иногда радостная и скорбная служба обозначается короче: «Аллилуиа и тропарь». Это значит в этот день, например в рождественский пост, иногда бывает пение «Аллилуиа», иногда поется тропарь святому. Указание на тропарь заменяет собою указание на пение «Бог Господь». Особенности в богослужениях при пении «Бог Господь» и при пении «Аллилуиа» в дни седмичные, кроме субботы, изложены в 9-й главе Типикона, а также месяцеслове Типикона (14 ноября) и Триоди – в последованиях Сырной седмицы и первой седмицы Великого поста. Указание особенностей при пении «Аллилуиа» в субботы находится в 13-й главе Типикона и в последованиях суббот – Мясопустной, второй Великого поста и перед Пятидесятницей.