СВЯ́ТОСТЬ, СВЯТÓЙ
СВЯ́ТОСТЬ, СВЯТÓЙ, (греч. «áгиос», «иеро́с», лат. sanctus, евр. «кодеш» священный предмет, святость). Еврейское слово, употребляемое в Ветхом Завете, происходит от корня, обозначающего, вероятно, «отрезать, отделить», то есть содержит идею отделения от мирского. Священные предметы – это те, к которым не прикасаются и к которым приближаются только при определенных условиях ритуальной чистоты. Являясь как бы носителями некоей силы, тайны и величия, в которых видится нечто сверхъестественное, они вызывают то смешанное чувство страха и притяжения, которое заставляет человека осознать свое ничтожество перед этими проявлениями «священно-божественного».
Во время Литургии взывают к Богу Трисвятому, Христос провозглашается как «Един Свят» и поминаются С. Мы говорим также о С. Евангелии, о С. седмице. Мы призваны стать С. Следовательно, С. является некоей сложной реальностью, которая соприкасается с тайной Божией и в то же время с богослужением и нравственностью. С. включает в себе понятие священного и чистого, но она выше их. Она кажется относящейся только к Богу и недоступной, и в то же время ее постоянно приписывают его творениям.
С. Божия недоступна человеку. Для того, чтобы он ее узнал, необходимо, чтобы Бог явил Свою С., показав Свою славу. Творение, теофании, испытания, наказания и бедствия (Числ. 20, 1–13; Иез. 38, 21), а также и чудесная защита, и покровительство, и нечаянные избавления открывают, в каком смысле Бог Свят (Иез. 28, 25).
С. Ягве, проявленная сначала в величественных Синайских теофаниях (Исх. 19, 3–20), показывается как сила, одновременно ужасающая и таинственная, готовая уничтожить все, что к ней приближается (1Цар. 6, 19), но готовая также и благословлять тех, кто принимает ковчег Завета, где она обитает (2Цар. 6, 7 – 11). Следовательно, эту силу не следует смешивать ни с трансцендентностью Бога, ни с гневом Божиим, ибо она проявляется также в любви и в прощении: «Не сделаю по ярости гнева Моего... ибо Я Бог, а не человек; среди тебя – Святый» (Ос. 11, 9).
В храме Ягве является Исаии как бесконечно величественный Царь, как Творец, чья слава наполняет всю землю. Ему подобает поклонение, совершать которое достойны только одни Серафимы. Впрочем, даже и они недостаточно С., чтобы видеть лицо Божие. Человек же «не может увидеть Бога и остаться в живых» (Ис. 6, 1–5; Исх. 33, 18–23). Тем не менее, этот неприступный Бог уничтожает расстояние, отделяющее Его от Его созданий. Он есть «Святый Израилев», радость, сила, поддержка и искупление народа, с которым Он соединен Союзом – Заветом (Ис. 10, 26; 17, 7; 41, 14–20).
Итак, С. Божия заключает в себе все богатства, которыми Он обладает, всю жизнь, все могущество и благость. Она больше, чем один из атрибутов Божиих. Она – отличительная черта Бога. Оттого Имя Его свято (Пс. 32, 21; Ам. 2, 7; ср. Исх. 3, 14). Ягве клянется С. Своей (Ам. 4, 2). Это понимание отражается в самом языке Библии, в котором нет прилагательного «божественный»; оно заменяется в качестве синонимов именами Бог, Ягве (Сущий) и Святый (Пс. 70, 22; Ис. 5, 24; Авв. 3, 3).
Бог, ревнуя о Своем исключительном праве на поклонение (культ) и послушание, хочет, чтобы Его признали Святым, чтобы Его почитали Единым Истинным Богом, дабы так проявлялась Его С. через людей. Он тщательно устанавливает подробности жертвоприношения (Лев. 1–7) и условия необходимой для культа чистоты (Лев. 12–15), Он требует, чтобы Его Святое Имя не бесчестилось (Лев. 22, 32), потому что правильно совершаемое богослужение являет славу Господню (Лев. 9, 6–23: 3Цар. 8, 10; Лев. 10, 1 и сл.; 1Цар. 2. 17; 3, 11 и сл.) и утверждает Его величие. Но этот культ имеет значение, только если он выражает соблюдение Закона (Лев. 22, 31), глубокую веру (Втор. 20, 12), личное восхваление (Пс. 98, 3–9) – все это и значит бояться Бога, святить Его (Ис. 8. 13). Бог через освящение сообщает Свою С. Предписывая правила культа, через которые Он проявляет Свою С., Ягве сохраняет для Себя место (святая земля, святилище, храм) и людей (священники, левиты, первенцы, назореи, пророки), а равно и предметы (приношения, одежды и предметы культа) и время (субботы, юбилейные годы), которые посвящаются Ему посредством определенного ритуала (приношения, жертвы, посвящения, помазания, окропления кровью) и тем самым становятся запрещенными для мирского употребления. Так, на Ковчег Завета левиты не должны были смотреть (Числ. 4, 1–20), субботы не должны нарушаться (Иез. 20, 12–24), поведение священников должно следовать особым правилам, более строгим, чем общие законы (Лев. 21).
Все эти вещи священны, но С. их может быть различной степени, соответственно связи, соединяющей их с Богом. С. тех или иных лиц или священных предметов – не той же природы, как С. Бога. Действительно, в отличие от того, как это происходит с передачей нечистоты (Лев. 11, 31; 15, 4–27), она не приобретается автоматически от соприкосновения со С. Божией. Она есть следствие свободного произволения Божия по Его Закону, по обрядам, Им установленным. Бесконечное расстояние, отделяющее эту С. от С. Божией (Иов. 15, 15), выражается в ритуалах: так, первосвященник может входить в Святое Святых не больше одного раза в год, после тщательного очищения (Лев. 16, 1–16). Следовательно, надо отличать истинную С., присущую Богу, от вида С., отделяющей от мирской жизни некоторых людей и некоторые предметы и ставящей их в некое промежуточное положение, которое одновременно и прикрывает, и проявляет С. Божию.
С. народ – Израиль, избранный и выделенный среди народов, становится личным достоянием Бога, народом священников, «народом С.». По Своей непостижимой любви Бог живет и «идет» среди Своего народа (Исх. 33, 12–17). Он является ему посредством облака, Ковчега Завета, Храма или Славы Своей, которая сопровождает народ Его даже в изгнании (Иез. 1, 1–28): «среди тебя – Святый» (Ос. 11, 9). Это действительное присутствие Божие сообщает народу С. не только обрядовую, но и подлинное достоинство, требующее от народа нравственной С. Ягве дает Свой Закон именно для освящения народа (Лев. 22, 31). Израиль, например, не должен предаваться порокам хананейских племен, ему следует отказываться от браков с чужестранцами и «предавать заклятию» все, что может осквернить его (Втор. 7, 1–6). Сила его не в войсках или в искусной дипломатии, но в вере в Ягве, Святого Израилева. Израиль обязан Ему не только Своим выделением из других народов, но и своей безопасностью (Ис. 41, 14–20; 54, I-5), достоинством (Ис. 43, 3–14; 49, 7) и несокрушимым упованием.
Свободно избранный Богом, Который хочет его освящения, Израиль должен Ему ответить своим освящением. Сначала он должен очиститься от всякой скверны, несовместимой со С. Божией, прежде чем присутствовать при теофаниях или принимать участие в богослужении (Исх. 19, 10–15). Но в конечном счете только один Бог дает ему чистоту посредством жертвенной крови (Лев. 17, 11) или очищая его сердце (Пс. 50).
Пророки и Второзаконие неустанно повторяли, что приношения жертвы за грех не достаточно, чтобы угодить Богу, но что требуются правда, послушание и любовь (Ис. 1, 4–20; Втор. 6, 4–9). Таким образом, заповедь «Будьте святы, ибо Свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2; 20, 26) должна быть понимаема не только как чистота культа, но именно как освящение всей жизни, переживание С., согласно многочисленным предписаниям семейным, общественным и экономическим, равно как и ритуальным, содержащимся в различных сводах Законов (Лев. 17–26).
Освящение человека тоже может возрастать. Поэтому С. могут быть названы только те, кто сумеют пройти через испытания и войти в Царство Всевышнего (Дан. 7, 18–22). Это будут мудрецы-праведники, которые боялись Бога (Пс. 33, 10), Сионский «малый Остаток» спасшихся, тех, которых Бог вписал «в книгу для жития» (Ис. 4, 3).
Новозаветная апостольская община восприняла учения и словоупотребление Ветхого Завета. Бог есть «Отец Святый» (Ин. 17, 11) трансцендентный миру Вседержитель и Судия последних времен (Откр. 4, 8; 6. 10). Святы Его Имя (Лк. 1, 49), Его Закон (Рим. 7, 12) и Его Завет (Лк. 1, 72). Святы также Ангелы (Мк. 8, 38), пророки и евангелисты (Лк. 1, 70; Ми. 6, 20; Рим. I, 2). Свят Его Храм, Свят и Небесный Иерусалим (1Кор. 3, 17; Откр. 21, 2). Так как Сам Бог Свят, то и избранные Им тоже должны быть, С. (1Пет. 1, 15; Лев. 19, 2), и С. Имени Его должна проявить себя в пришествии Царства Божия (Мф. 6, 9). Подлинное проявление Духа Святого, которое лежит в основе собственно новозаветного понимания С., произошло в день Пятидесятницы.
С. Иисуса Христа тесно связана с Его Богосыновством и с присутствием Духа Божия в Нем. Он зачат от Духа Святого и, следовательно, будет С. и «наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35; Мф. 1, 18). При крещении Иоанном «Сын Возлюбленный» получает помазание от Духа Святого (Деян. 10, 38; Лк. 3, 22). Он изгоняет нечистых духов, и они провозглашают Его «Святым Божиим» или «Сыном Божиим» (Мк. 1, 24; 3, 11); эти два выражения отныне равнозначны (Ин. 6, 69; Мф. 16, 16). Христос, исполненный Духа Святого (Лк. 4, 1), проявляет Себя Своими деяниями. Чудеса и поучения были не столько знамениями силы, вызывающими поклонение, сколько знамениями С. Перед лицом Христа люди чувствуют свою греховность, как перед Богом (Лк. 5, 8; Ис. 6, 5).
Святой Сын Божий (Деян. 4, 27, 30), претерпевший смерть, хотя Сам Он – Податель жизни, Христос – «Святой и Праведный» в абсолютном смысле слова (Деян. 3, 14); «по сему и Бог превознес Его» (Флп. 2, 9). Воскресший «по духу святыни» (Рим. 1, 4), Он не от мира сего (Ин. 17, 11),. С того времени, воссев одесную Бога (Мк. 16, 19), Он может как Бог именоваться Святым (Откр. 3, 7; 6, 10). Следовательно, С. Христа иной природы, чем совсем относительная С. святых Ветхого Завета. Она тождественна С. Бога Отца (Ин. 17, 11): та же духовная сила, те же чудесные проявления, та же таинственная глубина. В силу Своей С. Христос так любит Своих, что даже приобщает их к Своей славе, полученной от Отца, жертвует Собой для них. Он проявляет таким образом Свою С.: «За них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиною» (Ин. 17, 19).
В отличие от жертвоприношений и культа Ветхого Завета, которые очищали иудеев только внешне (Евр. 9. 11–14; 10, 10), Жертва Христа освящает верующих истиною (Ин. 17, 19), сообщая им подлинную С. В самом деле, христиане приобщаются жизни воскресшего Христа через веру и Крещение, дающие им «помазание от Святого» (1Кор. 1, 30: Еф. 5, 26; I Ин. 2, 20). Оттого они «освящены во Христе» (1Кор. 1, 2; Флп. 1, 1) через присутствие в них Духа Святого (1Кор. 3, 16; Еф. 2, 22); они действительно «крещены Духом Святым», как возвестил Иоанн Креститель (Лк. 3, 16; Деян. 1, 5; 11, 16).
Следовательно, главная действенная сила освящения христианина – Дух Святой. Он щедро одаряет первые христианские общины дарами Своими. Однако Его действие в Церкви и отличается от действия Духа Божия в Ветхом Завете. Полнота и всеобщность Его излияния означают, что мессианское время исполнилось с момента Воскресения Христа (Деян. 2, 16–38). С другой стороны, Его пришествие связано с Крещением и с верой во Христа, умершего и воскресшего (Деян. 2, 38; 10, 47;, 19, 1–7). Его присутствие постоянно, и вот почему апостол Павел говорит, что искупленные являют собой «Храм Духа Святого», «Храм Божий» (1Кор. 6, 11, 19): у них подлинное общение с Богом (2Кор. 13, 13). И так как «все водимые Духом Святым суть сыны Божии» (Рим. 8, 14–17), то христиане не только пророки, временно подвластные действию Святого Духа (Лк. 1, 15; 7, 28), но и дети Божии, всегда имеющие в себе источник С. Божией.
Слово «святой» в своем абсолютном смысле употреблялось в Ветхом Завете только в виде исключения, оно сохранялось для наименования избранников эсхатологических времен. В Новом Завете оно обозначает христиан. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу (Деян. 9, 13; 1Кор. 16, 1; Еф. 3, 5), оно стало применяться ко всем верующим (Рим. 16, 2: 2Кор. 1. 1; 13, 12). Через Духа Святого христианин приобщается самой С. Божией. С. Божия, уже обретенная Церковью по праву, на деле борется с грехом. Еще не настало то время, когда «святые будут судить мир» (1Кор. 6, 2). В этот день будет явлен Новый Иерусалим, «С. город» (Откр. 21, 2). где зацветет древо Жизни и откуда будет изгнано все нечистое и далекое от Бога (Откр. 21, 22, ср. Зах. 14, 20), И Господь Иисус Христос тогда «прославится во святых Своих» (2 Фес, 1, 10; 2, 14), «потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8). В этом заключается тайна непостижимой С. Божией, сообщаемой людям.