ПРОКИ́МЕН
ПРОКИ́МЕН (греч. – «предлагаемый вперед») – стих из псалмов Давидовых, используемый применительно к значению праздника или дня, произносится перед чтением Священного Писания: паримий, Апостола и Евангелия; прообразовательно выражает главную мысль читаемого, а если чтения не положено, указывает на общее значение дневной службы. П. сопровождается другим стихом или многими стихами, которые служат ему дополнением и шире раскрывают его смысл.
Чтец громко произносит П., и хор вторит ему. Потом хор на каждый стих чтеца отвечает П. В заключение чтец произносит первую половину П., а хор заканчивает его. П., при которых имеется не по одному, а по три стиха, называются великими. В. П. полагаются на вечерне в великие Господни праздники и в самые эти праздники, а также на вечерне Недели сырной и в воскресенье вечерни Великого поста, кроме Недели ваий. В. П. прославляют величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога. На вечерне в воскресенье Недели сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Недель Великого поста поются попеременно В. П.: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши Мя: вонми души Моей и избави ю» и «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи».
В вечер 1-го дня Пасхи, в воскресение апостола Фомы, в день Пятидесятницы В. П. – «Кто бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса»; в вечер праздников: Рождества Христова – «Кто Бог велий...»; Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова – «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори»; если эти праздники совпадают с субботой, В. П. праздника поется накануне, в пятницу; в субботу же вечера (в праздник) звучит В. П. – «Господь воцарися...»; во всю пасхальную седмицу за вечерней исполняется особый П.
В субботу вечером за всенощной, на вечерне, всегда поется В. П. «Господь воцарися, в лепоту облечеся». В этом П. и стихах его воспевается Господь, Который по Своему человечеству воцарился и облекся в славу через Свое Воскресение из мертвых и воспринял всякую власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), под властью Его не только Вселенная, Им сотворенная, но и дом Его, Святая Церковь, в которой Он обитает с верующими, сохраняя ее до скончания века.
После прокимна, если был вечерний вход, царские врата закрываются и на великой вечерне в праздники Господни, Богородичны и особо чтимых святых читаются паримии.