ОСМОГЛÁСИЕ

ОСМОГЛÁСИЕ – музыкальная система из 8 ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений Православной Церкви. Осмогласные мелодии построены в несимметричном ритме (без деления на равные такты) и следуют в своей структуре словесному тексту. Свод осмогласных песнопений, расположенных по гласам, содержится в Октоихе. Установление системы гласов на Западе приписывается папе святому Григорию Великому, на Востоке святому Иоанну Дамаскину. По словам жизнеописателя диакона Иоанна (IX в.), святому Григорий собрал напевы, возникшие веками в Церкви, удалил менее ценные, а остальные исправил и восполнил недостающие; из полученного таким образом материала он составил новый Антифонарий. На основании этого известия нынешний Антифонарий Римской Церкви и принятая там система гласов называются Григорианскими. Еще более позднее предание приписывает упорядочение церковных напевов на Востоке святому Иоанну Дамаскину: именем его и учителя его Космы надписывается музыкальный трактат с заглавием «Святоградец». Упорядочение церковных напевов должно было начаться гораздо ранее и святого Григория Великого, и святого Иоанна Дамаскина. Предание связывает начало этого упорядочения на Западе с именем святого Амвросия. Святому Григорию Великому приписывается только прибавление к существовавшим до него четырем амвросианским гласам, в основу которых легли древнегреческие лады: дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский; новые четыре напева, сродные с теми, «побочные гласы», а именно: иподорийский, начинающийся с «ля» и имеющий доминанту на 6-й ступени, ипофригийский, начинающийся с «си» с доминантой на 7-й ступени, иполидийский с «фа» с доминантой на 6-й ступени, ипомиксолидийский с «ре» с доминантой на 7-й ступени. Так получилось 8 гласов (впоследствии прибавлен 9-й, представляющий смесь 1-го и 8-го). Столько же гласов и с таким же музыкальным характером установил, по преданию, и Иоанн Дамаскин в Восточной Церкви, только счет гласов здесь другой: сначала идут все прямые гласы, а потом их побочные (греч. «плагиос»), тогда как на Западе за каждым прямым следует его побочный:

греческие a b г д пл.а пл.b «бари́с» пл.д –

славянские 1 2 3 4 5 6 7 8 –

латинские 1 3 5 7 2 4 6 8 9

Таким образом, напевы двух Церквей гораздо ближе друг к другу, чем богослужебные чины. Отличает их еще употребление органов на Западе, но они появились там довольно поздно и еще в IX-XII веках встречали противников, в числе которых был святой Фома Аквинат.

Комментарии для сайта Cackle