ИОАКИ́М И ÁННА

ИОАКИ́М И ÁННА (евр. – «Яхве воздвигнет»; «благодать», «милость») согласно Священному Преданию родители Девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк. слав. «Богоотцы»). В канонических новозаветных текстах И. и А. не упоминаются. Первоисточник многочисленных преданий об И. и А. – раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший около 200 года, по-видимому, в Египте, и получивший впоследствии название «Первоевангелие Иакова». По преданию, И. происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, таким образом, родичем Иосифа Обручника), а А. – из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа. Будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалимский храм. Треть – на дела милосердия, и только треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им было отказано в потомстве. Когда И. в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность – очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна Богу, Глубоко удрученный старец ушел из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая свое бесплодие среди общего плодородия природы, пока Ангел ни велел ему возвращаться к жене, обещав рождение Младенца; то же обещание получила на молитве и А. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима – излюбленная тема живописи Средних веков и Возрождения. И. и А. три года воспитывали поздно родившуюся Дочь. Византийская иконографическая традиция знает изображения этой четы, склонившейся над Марией, Которая делает Свой первый шаг, – мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе. Затем по обету родители посвящают Марию Богу и отдают Ее в храм.

Отношения И. и А. – воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда (в Римской Церкви в XIX в. оформился особый догмат о непорочном зачатии Девы Марии в браке Ее родителей; Православная Церковь не принимает этого догмата). В православной иконографии Богоотцы Иоаким и Анна изображаются в иконе Рождества Пресвятой Богородицы с житийными клеймами и в иконе Введения Богородицы во храм. Православная Церковь особо чтит память И. и А. 9 сентября.

Комментарии для сайта Cackle