ЗВУКОРЯ́Д ЦЕРКÓВНОГО ПÉНИЯ
ЗВУКОРЯ́Д ЦЕРКÓВНОГО ПÉНИЯ – церковная гамма, отличающаяся как от современной общемузыкальной гаммы, так и от средневековых западных церковных тонов. Отличие прежде всего заключается в том, что звуки церковной гаммы не имеют абсолютной высоты и что 3., будучи по природе диатоническим, не допускает никаких изменений в себе. Существенное отличие заключается в самом устройстве Ц. 3., которое напоминает древнегреческие тетрахорды и системы. Ц. 3. состоит из звуков: соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, или иначе – из трех диатонических тетрахордов, построенных одинаково. Между первым и вторым звуками находится интервал целого тона, между вторым и третьим – также целого тона, и наконец – между третьим и четвертым – интервал полутона. В 3. таких тетрахордов три: 1) соль, ля, си, до: 2) до, ре, ми, фа: 3) фа, соль, ля, си-бемоль. Они соединены в одну систему посредством общих звуков (до, фа), которые служат одновременно концом одного тетрахорда и началом другого. В древнегреческой музыке такие тетрахорды назывались «соединенными», а все три тетрахорда составляли вместе так называемую «малую совершенную систему». Полный 3. Ц. П. имеет вид: соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль. Иногда в церковном пении встречаются звуки выше си-бемоль или ниже соль; эти присоединяемые звуки будут принадлежать уже к тетрахордам прибавочным и должны подчиняться тому же закону следования звуков по тетрахордам, то есть рядом с соль должен стоять звук фа-диез, после си-бемоль – до.