ЕКТЕНИЯ́ ВЕЛИ́КАЯ
ЕКТЕНИЯ́ ВЕЛИ́КАЯ – первая Е., на важнейших суточных службах называемая с древности «мирные» (прошения). Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. От трех других видов Е. она отличается полнотою, возвышенностью и таинственностью содержания. Свое моление она начинает не с каких-либо частных духовных нужд, а с вышнего мира, который апостол называет «превосходящим всякий ум». С этих поистине надоблачных высот В. Е. в своих 14 прошениях (с возгласом 15) постепенно спускается к более и более близким нам кругам: к миру, к прошению «о благостоянии святых Божиих церквей», к прошению об их предстоятелях и служителях, о светских властях, «о граде сем» (обители сей), о стране и ее нуждах, о всех, кто наиболее нуждается в Божием заступничестве, «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих и плененных», и только в самом конце к нам самим. Моление заканчивается призывом обратиться за ходатайством в нуждах наших к святым и особенно к Матери Божией, к Которой прилагаются те же 7 высоких титулов, что и в литургийном возгласе («Изрядно о Пресвятей...»), обратиться в сладостной и покойной надежде на исполнение молитвы. Заключается Е. прославлением, в котором слава Божия выявляется как высшее основание и цель мира. Как высший, ангельский род молитвы, заключающий именование Пресвятой Троицы, произносит сам священник.