Ро́ули
Ро́ули (Rowley) Гарольд Генри (1890–1969), английский протестантский библеист и миссионер. Родился в Лестере. В 1917–1922 был баптистским пастором, а затем проповедником Евангелия в Китае (1922–1930). Преподавал ветхозаветную историю и еврейский язык в ряде английских учебных заведений, в том числе в Манчестерском университете (1945–1959). Был секретарем «Общества ветхозаветных исследований» и членом других библейских обществ. Под его редакцией вышли пересмотренные издания словаря *Хейстингса и комментария *Пика. Университеты Упсалы, Цюриха и Страсбурга удостоили его степени доктора «гонорис кауза».
Неутомимая творческая деятельность Роули развернулась преимущественно после Второй мировой войны. Десятки его книг и статей были посвящены проблемам *боговдохновенности, *единства Библии и ее актуальности. Он не разделял широко распространенного среди баптистов фундаментализма и считал, что принципы *критики библейской и выводы *новой исагогики не препятствуют пониманию Библии как Слова Божьего. Он был убежден, что духовный опыт Ветхого Заавета и ранней христианской Церкви, отраженный в Писании, имеет высокую ценность для человека наших дней. Признавая, что библейская религия претерпевала определенное развитие, Роули тем не менее считал, что ее сущность нельзя объяснить одной естественной эволюцией идей. Хотя Ветхий Завет и мог испытывать ханаанские и другие влияния, его уникальность имеет не историческое, а Божественное происхождение. Сам процесс *Откровения носил богочеловеческий характер, и поэтому для понимания Библии так важно знать историю. Однако земными, историческими элементами Библия не исчерпывается.
Всеобщее признание получила книга Роули «Содержание и смысл апокалиптики» («Relevance of Apocalyptic», L.-Redhill, 1944; неоднократно переиздавалась). В ней прослеживается история *апокалиптической литературы от Книги пророка Даниила до Иоаннова Откровения и раскрывается сущность и ценность апокалиптических писаний. Свой метод сочетания богословского и исторического подхода Роули применил в книге «Новое открытие Ветхого Завета» («The Rе-Disсоvегy of the Old Testament», L.,1946), где он, в частности, утверждал ведущую роль Моисея как основателя ветхозаветной религии. В 1951 Роули выступил с гипотезой, согласно которой *ритуальный Декалог не был связан с традицией Исхода и, возможно, происходил из кенитской среды. Что же касается *этического Декалога (Исх.20:2 сл. и Втор.5:6 сл.), то он был дан через Моисея. Роули отстаивал историчность сказаний о *патриархах, опираясь на данные древневосточной библейской *археологии. В этом он полностью был солидарен с *Балтиморской школой, однако предлагал собственную хронологию событий. В книге «От Иосифа до Иисуса Навина» («From Joseph to Joshua», L.,1950) он расположил их в следующем порядке: Авраам – около 1650, Иосиф – около 1370, Исход – около 1230 (первые две даты не нашли поддержки у большинства библеистов).
Значительный вклад внес Роули в понимание смысла ветхозаветных жертв, в трактовку проблемы страдания в Ветхом Завете и во внебиблейских религиях. Ему также принадлежит ряд очерков о *Кумранских текстах. Общий контур ветхозаветного богословия обрисован Роули в книге «Вера Израиля. Аспекты ветхозаветной мысли» («Тhе Faith of Israel. Aspects of Old Testament Тhоught», L.,1956; многократно переиздавалась). В этом труде, снабженном, как и все работы Роули, обширной библиографией, описано историческое развитие и духовный смысл ветхозаветного учения о Боге и Откровении, о человеке как личности и члене общества, о *посмертном бытии и *эсхатологии. По его словам, «фундаментальное единство Библии обусловлено тем, что за ней, за описанными в ней великими событиями истории и за великими личностями Израиля стоит Бог». «Beтхий Завет, – говорит Роули, – является не всей христианской Библией, и я нахожу в ней единство Откровения, которое познается через оба Завета».
♦ The Relevance of the Bible, L.,1942; Submission in Suffering, Cardiff, 1942; The Missionary Меssage of the Old Testament, L.,1945; Recent Disсоvеrу and the Patriarchal Age, Manchester, 1949; The Authority of the Bible, Birmingham, 1949; The Growth of the Old Testament, L.-N.Y.,1950; The Meaning of Sacrifice in the Old Testament, Manchester, 1950; The Biblical Doctrine of Election, L.,1950; Moses and the Decalogue, Manchester, 1951; The Servant of the God and Other Essays on the Old Testament, L.,1952; The Book of Ezekiel in Modern Study, Manchester, 1953; The Unity of the Bible, Louisville-L.,1953; Nehemiah’s Mission End Its Background, Manchester, 1955.