прот. Александр Мень

Источник

Эль Гре́ко

Эль Гре́ко (El Greco), собств. Теотоко́пули, Доменико (1541–1614), испанский живописец. Родился на о.Крит в греческой семье. Первые уроки живописи брал у местных живописцев. Однако творчество его сформировалось в художественной атмосфере западных школ. Около 1560 он поселился в Венеции, затем работал в Риме. К этому периоду жизни Эль Греко относятся полотна «Изгнание торгующих из Храма» и «Исцеление слепого», написанные под сильным влиянием итальянских мастеров. В 1577 художник приехал в Испанию, с которой окончательно связал свою судьбу и в которой гений его достиг высочайшего расцвета. Эль Греко писал преимущественно для храмов и монастырей, хотя его своеобразная трактовка священных сюжетов нередко вызывала конфликты с заказчиками. Эль Греко жил и умер в Толедо.

Библейская тематика занимает большое место в художеств. наследии Эль Греко В отличие от произведений многих мастеров Ренессанса, его картинам на темы священной истории чужд «светский дух», упоение плотью, ориентация на античные образцы. Полотна Эль Греко отразили эпоху, когда на фоне войн, переворотов и усобиц ренессансный «титанизм» поблек и сменился поиском новых, мистических путей. Утонченные, одухотворенные, порой тревожные лица, хрупкие, странно вытянутые фигуры, подобные призракам, – таковы библейские персонажи у Эль Греко От его сложных композиций веет тайной, экстатическим воодушевлением; они полны напряженной динамики; словно веяние нездешнего ветра пробегает по одеждам, лицам, небу, где несутся разорванные грозные тучи.

Вера мастера в духовное обновление Церкви выразилась в серии «Изгнание торгующих из Храма» (тема, к которой Эль Греко неоднократно возвращался). Одна из его последних работ посвящена Апокалипсису («Снятие пятой печати», 1608–1614). В ней кризис и отчаяние человечества побеждаются надеждой на спасение. Художник изобразил мучеников, которые взывают к Божьей правде, ожидая победы над силами зла.

Среди библейских картин, написанных Эль Греко, наиболее известны: «Эспольо», или «Снятие одежд с Христа», изображающая момент перед Распятием (1577–1579), «Распятие» (1580–1585), «Христос, несущий крест» (1590), «Поклонение пастухов» (1605), «Моление о чаше» (около 1605), «Сошествие Св. Духа», «Пир у Симона-фарисея», «Встреча Марии и Елизаветы» (все три написаны ѳк. 1610–1614). Эль Греко также принадлежит серия изображений Христа, Св. семейства, апостолов. Творчество Эль Греко долгое время встречало непонимание, но в 19–20 вв. оно было вновь «открыто» и вызвало огромный интерес во всем мире.

Валлантен А., Эль Греко (Доменико Теотокопули), М.,1962; Кампши А., Греко, 1547–1615, Будапешт, 1962; Каптерева Т., Эль Греко, М.,1965 (с краткой библиографией); Wethey H.E., El Greco and His School, Princeton, 1962.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle