прот. Александр Мень

Источник

Экзистенциали́стские толкова́ния Би́блии

Экзистенциали́стские толкова́ния Би́блии, экзегеза, основанная на принципах философии экзистенциализма. Существует несколько направлений этой философии, сложившейся в 20–30-х гг. 20-го века: религиозное (*Бердяев, Л.Шестов, *Бубер, Г.Марсель), атеистическое или близкое к атеизму (М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр) и имеющее оттенок религиозного агностицизма (*Ясперс). Однако все они сходятся в отрицании *рационализма, завершенных метафизических систем и в убеждении, что реальность не может быть постигнута лишь холодным, «объективным» разумом. В процесс познания, согласно экзистенциализму, вовлечено все существо человека, его духовное Я, его экзистенция, которая не просто осмысляет бытие, но и переживает его. Пока экзистенция находится в плену безличного «объективированного мира вещей», она отчуждена от подлинной реальности, терзается страхом, отчаянием и заботой. Обретение внутренней свободы достигается в кризисе осознания трагичности бытия и в интуитивном прорыве экзистенции к сфере «подлинного существования». Для религиозных экзистенциалистов этот прорыв почти тождествен *Откровению. Для нерелигиозных – он означает освобождение человеческого Я от всех уз.

Среди своих предшественников экзистенциалисты называют *Паскаля, С.Кьеркегора (см. статью *Скандинавская библеистика) и *Достоевского. Интерпретируя Библию, они нередко ссылаются на идеи английского критика и поэта Метью Арнольда (1822–1888), считавшего библейскую мысль всецело иррациональной, в отличие от греческой, построенной на разуме (см. его книгу «В чем сущность христианства и иудейства», М., 1908). Трагичность человеческой судьбы, описанная в Книге Иова и в некоторых псалмах, соответствует, по мнению экзистенциалистов, их пониманию человека как духовного существа, порабощенного безличным мертвящим миром.

Наиболее последовательно принципы экзистенциализма в экзегезе проводил *Бультман, толковавший Библию в свете учения Хайдеггера. Он считал, что у апостола Павла, когда он говорит о состоянии души «до прихода веры», описано «отчужденное существование человека». Обретение же веры в *сотериологии апостола означает, по Бультману, не что иное как внутреннее озарение, освобождающее экзистенцию от «ложного бытия». Чтобы вычленить это ядро из учения апостола Павла и всего Нового Завета, Бультман предлагал герменевтический метод *демифологизации. В результате библейское учение и сотериология в частности превращались у Бультмана в субъективную форму *мистицизма, лишенного важнейших евангельских основ и утратившего конкретный новозаветный христоцентризм. Сотериологическая тайна оказывалась отторгнутой от *историзма Священного Писания, теряла из виду историческую и космическую перспективу спасения. Эти пробелы радикального протестантского Экзистенциалистского толкования Библии в значительной степени восполняются в экзистенциализме Бердяева, который, провозглашая высокую ценность личности, дает религиозную оценку космологическим и историческим процессам.

● *Бердяев Н., Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого, Париж, 1952; Богомолов А.С. и другие, Современная буржуазная философия и религия, М., 1977; *Трофимова М.К., Философия экзистенциализма и проблемы истории раннего христианства, ВДИ, 1967, №2; Угринович Д.М., Попытки «экзистенциальной» интерпретации христианства, ВФ, 1966, №8; Философия, религия, культура, М.,1982; Ваrrеtt W., Irrational Mаn, Garden City (N.Y.), 1962; Масquаrriе J., An Existentialist Theology, Harmondsworth, 1973; прочая литература по экзистенциализму указана в ст. Гайденко П.П., ФЭ, т.5, с.789; см. также статью *Бультман.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle