прот. Александр Мень

Источник

Эде́сская шко́ла

Эде́сская шко́ла экзегезы, направление в экзегетике, сложившееся в богословском училище Эдессы. Эдесса находилась на территории современного Ирака, между Сирией и Ираном, в регионе, испытавшем сравнительно слабое влияние греко-римской культуры. Господствующим языком региона оставался сирийский (ветвь *арамейского языка). Эдесса была столицей Осроены, первого государства, правители которого открыто приняли христианство (2 в.). Возникновению Эдесской школы предшествовала богатая христианская традиция (Вардесан, *Татиан, *Афраат).

Начало сирийской церковной школы было положено в Нисибисе епископом Иаковом, участником I *Вселенского собора. По его благословению главой училища стал прп.*Ефрем Сирин. Когда Нисибис подпал под власть персов (363), прп. Ефрем Сирин ушел в Эдессу (365). Его принято считать фактическим основателем эдесской школы. Подобно монастырским училищам Византии и средневековым университетам Запада, она была хорошо организованным учебным заведением с собств. уставом и программой. Изучение Библии составляло основу курса.

Характерной особенностью Эдесской школы была ее тесная связь с культурными традициями *Древнего Востока, родственными библейской. Прп. Ефрем Сирин и его ближайшие ученики уделяли главное внимание историческому и нравственному смыслу Писания. *Аллегорический метод толкования Библии, зародившийся в грекоязычной среде, сирийцами применялся редко. Большое влияние на Эдесскую школу оказали богословы *антиохийской школы, в частности *Диодор Тарсийский и *Феодор Мопсуестский. Прп. Ефрем Сирин укреплял в училище верность православному *Преданию; однако при его преемниках *Раббуле, Хибе (Иве) (умер 457), Бар Сауме (умер около 495), *Нарсае школа оказалась ареной догматических споров. Политическое. господство в регионе персов усилило антивизантийские тенденции. В результате руководство школой перешло в руки двух конкурирующих групп: несториан и монофизитов. В 489, когда власть в Эдессе на время перешла к Византии, училище было закрыто и его преподаватели обосновались в Нисибисе. С тех пор на протяжении веков школа сохраняла дохалкидонский характер.

Кроме экзегетических трудов Эдесская школа создала ряд переводов Библии на сирийский язык (см. статьи: *Иаков Эдесский; *Переводы Библии на древние языки; *Пешитта; *«Филоксеновский» перевод Библии).

● *Беркитт Ф.К., Очерки по истории христианства в Сирии, пер. с англ., ХЧ, 1914, №3,5–8; Вильскер Л.Х., Сирийская литература, ИВЛ, М.,1984, т.2; Мещерская Е.Н., Сирийская рукописная книга, в кн.: Рукописная книга в культуре народов Востока, М., 1987, кн.1; От берегов Босфора до берегов Евфрата. Пер. и коммент. С.С.*Аверинцева, М.,1987; Пигулевская Н.В., Культура сирийцев в Средние Века, M.,1979; Pайт В., Краткий очерк истории сирийской литературы, СПб.,1902; Аtiуа А., А History of Eastern Christianity, L.,1968; прочую иностранную библиографию см. в указанных трудах.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle