прот. Александр Мень

Источник

У́стная тради́ция

У́стная тради́ция и Библия. Информация, передаваемая устно, естественным образом богаче той, что передается письменно. Устная речь сопровождается гаммой интонационных оттенков, которые ускользают от читателя книги. Кроме того, непосредственное общение людей связано с силой духовного воздействия, которая в какой-то мере притупляется при общении через записанное слово. Быть может, это и было одной из причин длительности дописьменного, устно-традиционного периода литературы. В религиозной сфере немалую роль играли и мотивы эзотеризма, стремления сохранить те или иные доктрины в тайне от непосвященных.

Установлено, что многие произведения мировой религиозной и светской литературы (*мифы, эпос) возникали первоначально в устной форме и передавались без записи от поколения к поколению. Создателями и хранителями этой дописьменной традиции были жрецы и народные поэты (риши в Индии, рапсоды и аэды в Греции). Тренированная память позволяла им запоминать наизусть обширнейшие тексты, которые они могли произносить в течение многих дней. Таким образом, Устная традиция была способна с определенной долей точности проносить через века религиозное и поэтическое наследие народа.

На роль Устной традиции в предыстории Библии впервые обратили внимание писатели 18 в. (*Гердер, *Лессинг). В 19 и 20 вв. их идеи были развиты экзегетами *ритуально-исторической. школы, особенно представителями Скандинавской библеистики (*Педерсен, *Мовинкель и другие). Несмотря на некоторые крайности этой школы, недооценивавшей значение письменных памятников, основной ее тезис о хронологическом примате Устной традиции обоснован весьма убедительно. Он подтверждается и самим содержанием Священного Писания. На протяжении всей библейской истории *передача Слова Божьего и преданий нарративного характера осуществлялась не только письменно, но и устно. Устная традиция была важной формой сохранения Священного *Предания ветхозаветной и новозаветной Церкви.

Устная традиция в Ветхом Завете. В период *патриархов, от Авраама до Моисея, богооткровенная религия не знала письменных священных памятников. Все, что было открыто Богом о творении, избрании, *Завете и Обетовании, передавалось из уст в уста, от поколения к поколению. Это созидало живую преемственность веры и вероучения, когда израильтяне еще не владели письменностью.

Первые записи религиозно-исторического характера относятся к эпохе Моисея, но и тогда огромную роль продолжала играть Устная традиция. Хотя раввинистическая традиция, по которой Моисей, кроме писаного Закона, преподал верующим обширный свод «устной Торы», является легендарным преувеличением, несомненно, что многие аспекты его учения существовали в виде Устной традиции, пока не были зафиксированы в *Пятикнижии.

Грамотность широко распространилась у иудеев лишь во *Второго Храма период; в *допленный период народ нуждался главным образом в устном наставлении. Обряды *праздников, повседневные обычаи, ритуалы и *богослужение содержали в себе учение веры. Например, заветы Моисеевы повторялись перед народным собранием у гор Гевал и Гаризим в торжественный день возобновления Завета (см. Втор.27:9 сл.). Устная традиция передавалась в наставлениях ветхозаветного священства. Пророк Иезекииль (Иез.7:26) говорит об «учении» (евр. תורה, тора́) священников. Устной была проповедь *пророков, и лишь часть ее нашла письменное выражение. Более того, пророки времен *амфиктионии и первых трех столетий монархии (Самуил, Ахия, Елисей и другие) возвещали Слово Божье только устно(*пророки-писатели появляются в 8 в. до н.э.). Ветхозаветные *мудрецы Писания также говорят о наставлениях, передаваемых устно (например, Притч.4:1 сл.).

В *междузаветный период, когда была уже произведена *кодификация основных *разделов Ветхого Завета, потребность в сохранении Устной традиции диктовалась тем, что священные тексты требовали интерпретации применительно к новым условиям жизни. Именно тогда окончательно сложилась идея «Устного Учения», или Предания, которое *фарисеи возводили к Моисеевым временам. Характерно, что в этот период религиозные наставники стали ограждать многие свои поучения от непосвященных (*ам ха-а́рец). Отсюда обычай не записывать слова учителя, а запоминать их наизусть. Если же что и было записано, то хранилось в тайне (такие записи назывались мегило́т сетари́м, тайные свитки; они упоминаются в *Талмуде, Шаббат, 6 в.).

Устная традиция в Новом Завете. О значении Устной традиции говорит тот важнейший факт, что Сам Господь Иисус учил только устно. Так же поступали и Его апостолы в первые десятилетия существования христианской Церкви. Апостол Павел называет данное ему учение, которое он воспринял от *Первообщины, «преданием» (παράδοστς, см. 1Фес.4:1–2; 2Фес.2:15). На Устную традицию опирались и евангелисты (Лк.1:1–2). Надежность устной *досиноптической традиции была обусловлена тем, что ранние предания Церкви запоминались наизусть и бережно хранились первыми поколениями христиан. Некоторые авторы (например, *Герхардссон) считают даже, что в *первохристианский период по иудейскому образцу некоторые лица специально посвящали себя сохранению Устной традиции в неповрежденном виде. Живая апостольская традиция ставилась очень высоко. Как непосредственное проявление даров Духа Божьего она имела преимущество над «буквой» записанного. «Буква убивает, а дух животворит», – говорил апостол Павел (2Кор.3:6). Формы сохранения и передачи новозаветной Устной традиции были различными. Это были, вероятно, циклы речений Иисусовых (Деян.20:35), сказания о Страстной неделе и Воскресении (1Кор.11:23–26; 15:38), гимны и молитвы (Флп.2:6–11), сборники апостольской проповеди (например, Деян.2:22–36; 3:13–26).

Однако Христос Спаситель указывал и на опасности, которые таятся в ориентации на одну Устную традицию. В нее легче, чем в текст, проникают «предания человеческие» («предания старцев», Мк.7:3,4,8), которые входят в противоречие со Священным Преданием и его записью – Писанием (Мф.15:3). Точно так же предостережения и призывы апостола Павла «держаться предания» подразумевают, что и в христианской среде через Устную традицию передавалось не только чистое апостольское Предание, но и его искажение (Гал.1:6–9). Критерием истинности Устной традиции апостол Иоанн провозглашает содержащуюся в учении веру в Иисуса Христа, «пришедшего во плоти» (1Ин.4:1–3).

Именно забота о чистоте Предания побудила Церковь к письменной фиксации части Устной традиции в виде книг, которые позднее вошли в Новый Завет. Но даже и после того, как новозаветные книги были написаны, ревнители старины, такие как *Папий (2 в.), предпочитали Устную традицию письменной (см.*Евсевий. Церковная история, III, 39).

Вейнберг И.П., К вопросу об устной и письменной традиции в Ветхом Завете, «Переднеазиатский сборник. III. История и филология стран древнего Востока», М., 1979; *Грело П., Предание, СББ; Сагарда А.И., Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли, ЖМП, 1949, №1–2; Baron G., Introduction en style oral de l’Evangile d’après les travaux de Marcel Jousse, P.,1982; *Cullmann O., La tradition, Neuchâtel, 1953; Geiselmann J.R., Die Heilige Schrift und die Tradition, Freiburg, 1962 (англ. пер.: The Meaning of Tradition, N.Y.,1966); Jousse M., Le style oral, P.,1981; см. также статьи: *«Истории Предания» школа; *«Истории форм» школа; *Предание.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle