Рационали́зм
Рационали́зм (от лат. ratio – разум, рассудок) в библеистике, подход к Священному Писанию, который исключает все, что не может быть познано и объяснено чисто рассудочным путем.
Рационализм как тип мировоззрения возник еще в эпоху античности, но развился в постренессансной Европе и достиг кульминации в философских системах 17–18 вв. Существовало несколько разновидностей Рационализма, хотя всех их объединяла односторонняя переоценка рационального элемента в познании, этике и социальной жизни. Предтечей Рационализма в библеистике считается *Абеляр (12 в.).
В классическом Рационализме Нового времени можно выделить 4 подхода к религии и Библии.
1) Одно направление рассматривало мир и историю «в пределах только разума», однако сферу *Откровения оставляло неприкосновенной (например, *Гроций, *Землер).
2) Другое направление, связанное с деизмом, признавая бытие трансцендентного Бога, отрицало возможность Откровения (и, следовательно, *боговдохновенности), Боговоплощения и *чудес (*Реймарус, *Паулюс).
3) Третий, пантеистический, вариант Рационализма фактически отождествлял Богочеловечество и Откровение с самопознанием человеческого духа, тождественного Мировому Духу (*Спиноза, *Гегель, *Штраус в первый период своей деятельности).
4) И, наконец, четвертый тип Рационализма притязал на абсолютное господство рассудка в познании и рассматривал любую религию как нечто иллюзорное или плод обмана (П.А.Гольбах (1723–1789), К.Ф.Вольней (1757–1820)). Соответственно этим разновидностям Рационализма складывались и 4 подхода к Библии. *Отрицательная критика развивалась в основном под влиянием 2–4-го типов Рационализма. Ряд богословов (например, *Хомяков, *Вигуру) указывали на генетическое родство Рационализма с протестантизмом. Действительно, элементы Рационализма можно обнаружить у многих. протестантских библеистов, особенно либерального направления, и школ, связанных с ним. Однако рассматривать всю протестантскую экзегетику и *герменевтику как рационалистическую было бы неоправданной крайностью.
Рационализм в чистом виде, с его гипертрофией рассудочного элемента, является учением, чуждым христианству, что, впрочем, не означает, что само христианство полностью иррационально и не может осмыслять и формулировать свою веру средствами разума. Уже отцы Церкви указывали на разум как на дар Божий, который участвует в постижении бытия Божьего и мира (см., например, Климент Александрийский). Христианское богословие с самого своего зарождения прибегало к логике и рациональной мысли, хотя, как подчеркивал *Паскаль, перед лицом высшей Реальности разум должен осознать ограниченность своих возможностей.
● Прот.*Буткевич Т., Рационалистические гипотезы о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1910; Bульфиус А.Г., Основные проблемы эпохи «просвещения», Пг., 1923; Кэрнз Д.С., Разумность христианской веры, Берлин, 1924; *Лопухин А.П., Библейский Рационализм в его историческое происхождении и развитии, в его книге: Библейская история, СПб.,19132, т.1; Мееровский Б.В., Свободомыслие английских деистов-материалистов 16 в., ВНА, М.,1972, вып.13; *Муретов М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой «Жизни Иисуса», Серг.Пос.,1894; диакон Преображенский И.А., Популярный Рационализм и научная критика Библии, БВ, 1905, №6; еп. Сильвестр (Малеванский), Краткий исторический очерк Рационализма в его отношении к вере, К.,1862; *Соловьев Вл., Кризис западной философии, Соч., СПб., 19112, т.1; Cпекторский Е., Происхождение протестантского Рационализма, Варшава, 1914; Фаворов Н.А., Публичное чтение о вере в Иисуса Христа... , против Рационализма, К.,1865; *Lаgгаngе M.J., Critique textuelle – critique rationelle, P.,1935.