Проро́ки
Проро́ки, религиозные деятели, боговдохновенные учители и проповедники ветхозаветного времени. Книги *пророков-писателей составляют значительную часть ветхозаветного *канона (см. Пророческие книги).
1. Термин «пророк». Еврейское слово נביא нави́, пророк, не означает только предсказателя будущего. Хотя точная его *этимология не установлена, общий смысл термина может быть передан как «призванный посланник» (ср. аккадское набу – призывать). В греческом языке слово наби переводится как προφήτης, тот, кто говорит от другого лица, вестник (отсюда и термин «профетизм», означающий пророческое движение в целом и его доктрину). Кроме слова нави, в Ветхом Завете к Пророкам прилагались и другие названия (например, «человек Божий», «прозорливец», «провидец», 1Цар.9:79; Ам.7:12).
2. Пророки как личности. Сведения о Пророках и их жизни содержатся как в *Исторических книгах, так и в их собственных писаниях. Порой составители пророческих книг включали в них эпизоды из биографий пророков (например, Ис.36–39; Ам.7:10 сл.). Вероятно, такие биографии существовали и как отдельные произведения. Сами Пророки иногда рассказывают о себе (см. Ис.6:1; Иер.1:4 сл.). Пророки не вышли из какого-либо одного класса общества: Амос был пастухом, Иеремия и Иезекииль принадлежали к духовенству. Хотя все они следовали определенной традиции пророческих речений (см. статью *Жанры литературные), каждый имел свои особенности как писатель (см. статью *Пророческие книги). Характер их личности и дарований проявляется также в их индивидуальном стиле, что было отмечено уже блж.*Иеронимом и другими отцами Церкви.
3. Пророческая харизма является уникальной даже в контексте самого Священного Писания. Пророки обладали особым, неповторимым опытом *Откровения, когда Слово Божье становилось внятным внутренним голосом, властно звучавшим в душе проповедника. Это Слово захватывало, настойчиво требовало возвещать волю Божью людям.
Но, в отличие от внебиблейских мистиков, Пророки не переживали чувства «слияния с Божеством»; они отчетливо сознавали отличие собственных мыслей и желаний от того, что им открывалось. Подчас это вело к глубокому духовному конфликту, когда Пророки вынуждены были идти против самих себя и своего народа.
Власть пророческого слова имела высшее происхождение, и именно поэтому Пророки дерзали возвещать волю Божью от Его лица, начиная речи формулой: так говорит Господь, евр. יהוה אמר כה, ко ама́р яхве́. Это обусловливало бесконечное превосходство Пророков над средним уровнем их аудитории и предопределило трагическую судьбу многих из них. Как правило, они оставались плохо понятыми своими современниками, были одиноки, подвергались гонениям. Признание приходило к ним лишь посмертно, и тогда их книги собирались, бережно хранились и впоследствии были внесены в канон Священного Писания. Призвание быть носителями и провозвестниками Слова Божьего сочеталось у Пророков с многогранной человеческой одаренностью. Они были гениальными поэтами, народными трибунами, каждый из них обладал яркой индивидуальностью. Они не только предсказали мессианское Богоявление, но и предвосхитили многие аспекты евангельской этики. Поэтому их учение имеет непреходящее, а не только историческое значение.
4. Пророки в контексте религиозной истории. Хотя пророческое движение и носило уникальный характер, оно не было изолированным феноменом в мировой истории духа. Время деятельности Пророков (8–5 вв. до н.э.) совпадает с эпохой великих учителей человечества, которую *Бердяев (1923) и Кристофер Даусон (1929) считали основополагающей для дохристианского. мира, а *Ясперс (1949) называл «осевым временем». Почти одновременно с Пророками в Китае, Индии, Иране, Греции выступила плеяда мудрецов и основателей религий, возвысившихся над древним натуралистическим магизмом (см. статью *Магия и Библия). Они провозгласили примат этики и мышления, мистики и духовности над ритуализмом. Во многом «осевое время» приблизилось к идее *монотеизма. Речь идет о Лао-цзы и Конфуции, авторах Упанишад и Будде, Заратустре и греческих философах (см. статью Сравнительно-религиозное изучение Библии). Однако и среди этих великих учителей Пророки занимают исключительное место. Не говоря об их чистом единобожии и решительной борьбе против народных полуязыческих верований, Пророки имели совершенно иной опыт встречи с Богом, и Его деяния открывались им в событиях истории, имеющей целью Царство Божие, свершение всех замыслов Творца о человеке и мире.
5. Этапы пророческого движения. Истоки профетизма восходят к эпохе Моисея. Именно Моисей сочетал дар вождя и законодателя со специфической пророческой харизмой. Не он обрел Бога, а Бог нашел его, призвал и сделал своим посланником, хотя сам Моисей страшился этой миссии.
В период судей и ранней монархии профетизм приобретает экстатические черты, причем Пророки часто выступают группами (сыны Пророческие; см. статью *Пророческие школы). На этом этапе способ проповеди израильских Пророков еще во многом напоминает внебиблейских прорицателей. Главной задачей Сынов Пророческих и их вождей (Самуила, Ахии, Илии, Елисея) была борьба против языческого засилья и за национальное возрождение страны, переживающей религиозно-политический кризис.
С 8 в. до н.э. начинается деятельность *пророков-писателей, которые все больше отходят от чисто политических целей и методов и сосредоточиваются на духовной проповеди. Правда, они не отказываются от попыток влиять на ход событий, но главное для них – религиозно-нравственное очищение ветхозаветной Церкви от пережитков идолопоклонства. Пророки-писатели порывают с религиозным национализмом и указывают избранному народу на его ответственность перед Богом. Они предрекают возмездие за нарушение *Завета (Плен, разрушение Храма и государства) и настаивают на верности высоким требованиям богооткровенной религии. Пророки ведут борьбу против ложных прорицателей, которые служат интересам царей, и ослепленных национализмом псевдопатриотов.
Когда предсказания Пророков сбылись и иудеи попали в изгнание, Бог продолжал призывать новых Пророков на служение (Иезекииль, *Второисайя). Они побудили изгнанников вернуться на родину и приступить к восстановлению Иерусалима. С 5 в. проявление ветхозаветной пророческой харизмы становится все более редким, и в конце концов она полностью исчезает. В качестве наставников народа Пророков сменяют *мудрецы и авторы *апокалиптических книг.
6. *Этический монотеизм Пророков и Закон. Основные принципы этического монотеизма Ветхого Завета наиболее ясно сформулированы Пророками (см., например, Ис.45:18–19). Они первые выразили, хотя и не на философском языке, идею абсолютности Сущего. На этом основании сторонники *исторического эволюционизма пытались представить Пророков как религиозных реформаторов, создавших новую религию. Однако нигде в пророческих писаниях не утверждается, что они учили чему-то неслыханному. Отражая новый этап Откровения, они сознавали себя преемниками Моисея и продолжателями его дела, исповедниками веры, ведущей свое начало от Завета с *патриархами. Достаточно указать, что пророк Амос обвиняет израильтян в том, что они «отвергли закон Господень» (Ам.2:4), а пророк Михей подчеркивает, что людям уже сказано, чего требует от них Господь (Мих.6:8).
7. Пророки и храмовый культ. Пророки резко обличали обрядоверие и культовый формализм. Они утверждали, что без чистого сердца никакая жертва не может быть угодна Богу; милосердие угодно Сущему больше, чем приношения на алтаре (Ис.1:12 сл.; Ос.6:6). Это нередко порождало конфликты с духовенством и толпой.
Многие протестантские экзегеты пытались стилизовать профетизм в духе своей доктрины, изображая их антагонистами клира, людьми, радикально отрицавшими внешние символы благочестия. Однако, как показали новейшие исследования (особенно *скандинавской школы), такая трактовка профетизма неверна. Большинство Пророков произносило свои речи в Храме, и эти речи рассматривались как часть богослужения. Иногда их проповедь сопровождалась *символическими действиями. Ряд Пророков принадлежал к сословию духовенства. Пророки не выступали против культа как такового, а обличали его магическое, формальное понимание. В сущности же между традицией священников и Пророками противоречия не было. «Настаивая первоначально на святости, главным образом в ее аспекте ритуальной чистоты, ветхозаветное богослужение, как и пророческая проповедь, тоже способствовало созданию в Израиле идеала святости, как моральной чистоты, охраняемого предписаниями древнего Моисеева закона» (прот.*Князев).
8. Социальное учение Пророков. В профетизме нет разделения на «светское» и «религиозное». Все сферы человеческой деятельности протекают перед лицом Божьим и поэтому имеют духовное значение. Пророки учили, что высший долг человека перед другим человеком – гуманность. В свою очередь, нравственные заповеди, требования моральной правды должны отражаться в жизни всего общества. Этот взгляд делал Пророков социальными реформаторами. Они защищали права бедных слоев населения, указывали на опасности, которые влекут за собой богатство и роскошь. «Благодаря их социальному морализму, притом религиозно-углубленному, они видят в хозяйстве не только вопросы социальной техники, но и социальной правды» (прот.*Булгаков). Социальная справедливость в проповеди Пророков является осуществлением воли Божьей на земле, в человеческом социуме. Их страстные обличения власть имущих были направлены против злоупотреблений монархов, военачальников, знати.
9. Универсализм Пророков. *Моногенизм Книги Бытия рисует человечество как единокровную семью, имеющую общих предков. Обособление народа Божьего в Ветхом Завете носило не национальный, а религиозный характер: его целью было оградить избранную часть людей от воздействия язычества. Пророкам первым Господь открыл, что и язычникам принадлежит место в Его спасительном Домостроительстве. Израильтяне как таковые, как народ, ничем не лучше других (Ам.9:7). Их избрание, их превращение в Общину, предназначенную служить Богу, лишь повышает степень их ответственности (Ам.3:2). Наступит время, когда все народы будут приобщены к уделу Господню и примут учение, исходящее из Иерусалима (Ис.2:1–4; 18:7; 19:18–25; Соф.3:9; см. статью *Универсализм и партикуляризм в Библии).
10. Священная история и *мессианизм у Пророков. Как было сказано, история для Пророков есть область, где осуществляются деяния Божьи; она устремлена к конечному торжеству высшей правды и гармонии. Эта цель будет достигнута не спонтанным ходом событий, а благодаря промыслительным актам вхождения Бога в мир. Бог, удаленный от человека, немощного и греховного, заключит с людьми Новый Завет (Иер.31:31). Несмотря на падения и неверность людей, Он будет пребывать с ними и очистит их от всякого зла. Восстановление гармонии между Богом и человеком приведет к гармонии между ними и всей тварью. Это Богоявление, воцарение Бога, истинное Его Царство тесно связано с грядущим Мессией, Христом, Помазанником Божьим (см. статью *Христология библейская). Уже современник царя Давида пророк Нафан предрекал вечное Царство Помазанника Божьего (2Цар.7:417). Но первым о Мессии как личности со всей ясностью пророчествовал Исайя (гл.7, 9, 11), а за ним пророк Михей (Мих.5:2). У Второисайи открывается новый искупительный аспект мессианства. Помазанник изображен как страждущий *Служитель Господень, Который берет на Себя грехи мира (Ис.53).
У Пророков есть много прообразов и предсказаний евангельских событий. Не все они носят буквальный характер. Их необходимо интерпретировать в контексте всего библейского мессианизма и эсхатологии. Церковь рассматривает эти пророчества и прообразы в свете *полноты смысла Священного Писания, ибо «в пророческих прозрениях грядущего у пророков Израиля, подаваемых Духом Божиим, бывало содержание, превозмогающее их собственное, человечески ограниченное, разумение, для них самих не до конца понятное и восприемлемое» (прот. С.Булгаков, Радость церковная, Париж, 1938, с.33).
Следует отметить, что в провидческой харизме Пророков происходило своеобразное сокращение хронологической перспективы. Возвышаясь над быстротечным *временем, Пророки видели грядущее настолько ясно, что оно казалось им ближе, чем должно было наступить в действительности. Эта черта сохранилась и в новозаветном пророчестве (ср. Откр.1:1–2). Она объясняется различием между Божественным и человеческим масштабами времени (см. Пс.90:5; 2Петр.3:8).
11. Пророческая харизма в Новом Завете. На рубеже двух Заветов угасшая на несколько веков пророческая харизма возрождается вновь. Иоанн Креститель приходит в духе и силе пророка Илии. Сам Господь Иисус являет в Себе предреченного эсхатологического Пророка (Втор.18:15 сл.; Ис.61:1 сл.; ср. Лк.4:16 сл.). Сошествие Святого Духа распространяет пророческую харизму не только на избранных, но и на всех призывающих имя Господне (Деян.2:14 сл.). Возрождается и особое пророческое служение в первых христианских общинах (см. Деян.11:27–30). «По аналогии с этим, – замечает прот. Князев, – надо искать проявления в Церкви дара пророчества в подобного рода эпохах ее истории». Роль Пророков в истории Церкви играют великие святые, носители Духа Божьего, обновители христианской жизни.
Святоотеческие комментарии: свт.*Василий Великий (на Ис.); свт.*Григорий Великий (на Иез.); прп.*Ефрем Сирин (на всех Пророков); блж.*Иероним (на всех Пророков); свт.*Иоанн Златоуст (на Ис.); блж.*Феодорит (на Малых Пророков).
● Бернфельд С., Чейн Т.К., Пророки и пророчество, ЕЭ, т.13; Бошан П., Пророк, СББ; *Булгаков С., Еврейские Пророки и апокалиптики, в его книге: Очерки по истории экономических учений, М.,19182; *Вержболович М.О., Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве, К.,1891; Ветхозаветные пророчества об обращении язычников, «Вятские ЕВ», 1883, №5–12; свящ.*Воронцов Е., Учение Маймонида о ветхозаветных пророчествах, ВиР, 1900, №10; его же, Откровение во пророках и откровение во Христе, ВиР, 1908, №1; [Гайзебрехт Ф.] Профетизм, ОПЕК, т.1, с.148–164; *Дармстетер Дж., Профетизм, «Восход», 1904, №7,9; прот.*Дьяченко Г., Пророчества ветхозаветные мессианские, ПО, 1884, т.II, №7; Кейт А., Доказательства истинности христианской веры, СПб.,1909; прот.*Князев А.П., Пророки, Париж, 1972; *Корниль К., Пророки, М.,1915; его же, Народная религия Израиля и Пророки, в сборнике: Христианство в освещении протестантских теологов, СПб.,1914; Лабковский С.Д., Поэзия Пророков, Берлин-Пг.,1923; Лежнин В., Христос во Пророках, Саратов, 1912; *Лопухин А.П., Ветхозаветные Пророки, ХЧ, 1876, т.I; Мауренбрехер М., Пророки, Пб.,1919; еп.*Михаил (Лузин), Библейская наука, кн.5: Пророческие книги Ветхого Завета, Тула, 1901; Мицкевич А., Пророки и пророчества, Бвс, 1983, №3; *Нарциссов Д.Н., Руководство к изучению пророческих книг Ветхого Завета, Полтава, 1904; *Некрасов А., Предсказания о Мессии в книгах пророческих, Каз.,1902; Несколько правил руководствующих к чтению книг и мест содержания пророческого, ХЧ, 1843, т.4; Никологорский В.А., Богодухновенные Пророки народа Божия, языческие прорицатели и поэты, «Вятские ЕВ», 1879, №3; *Никольский Н.М., Мотивы крестьянского мессианизма в пророчестве 8 в., «Ученые записки института истории Российской Ассоциации научных институтов обществ. наук», М.,1928, т.7; Никонов В., Мессианское значение ветхозаветных Пророков, ЖМП, 1953, №1; Об истине и Божественности пророчеств Ветхого Завета, ХЧ, 1839, т.2; О Пророческом служении в народе Иудейском, ХЧ, 1837, т.2; свящ.*Орда Х., Руководство к последовательному чтению пророческих книг Ветхого Завета, К.,18814; *Покровский А.И., Ветхозаветный профетизм как основная типическая черта библейской истории Израиля, БВ, 1908, № 4; его же, Библейский профетизм и языческая мантика, БВ, 1909, №9–10; Поликарпов Д., Предизображение Иисуса Христа в ветхозаветных пророчествах и прообразах по святоотеческому пониманию их, СПб.,1903; *Рейсс Э., Пророки, «Восход», 1885, №10–12; Рижский М.И., Библейские Пророки и библейские пророчества, М.,1987; *Рыбинский В., Ветхозаветный профетизм, ТКДА, 1907, т.III, №12; *Светлов Э. (прот. А.Мень), Вестники Царства Божия, Брюссель, 1972; свящ. Соболев М., Пророческие книги Ветхого Завета, М.,1899; *Спасский А., Отношение Пророков к обрядовому закону Моисея, ЧОЛДП, 1889, кн.3; С.Ч., Грозные речи еврейских Пророков против языческих народов, ВиР, 1911, №22; митр.*Филарет (Дроздов), Пророческие книги Ветхого Завета, М.,1874; *Хергозерский А., Обозрение пророческих книг Ветхого Завета, СПб.,1899; свящ. Чевяга С., Учение двенадцати Малых Пророков о Боге, ЖМП, 1976, №5; *Юнгеров П., Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Вып. 2. Пророческие и неканонические книги, Каз.,1907; Aune D., Prophecy in Early Christianity and the Ancient Mediterranean World, Grand Rapids (Mich.), 1983; *Bright J. (ed.), Prophets, 1971; Brüggemann W., The Prophetic Imagination, Phil.,1978; *Buber M., The Prophetic Faith, N.Y.,1960; Carroll R.P., When Prophecy Failed, N.Y.,1979; Fohrer G., Die Propheten des Alten Testaments, Bd.1–7, Gütersloh, 1974–1077; Füglister N., Prophet, HTG, 1970, Bd.3, S.367–389; Hill D., New Testament Prophecy, Atlanta, 1979; *Mowinckel S., He That Cometh (transl. from Norw.), Oxf.,1959; *Neher А., L’essence du prophétisme, P.,1955; Rad G., von, Die Botschaft der Propheten, Münch.-Hamb., (англ. пер.: The Message of the Prophets, N.Y., 972); Roberts W.P., The Prophets Speak Today, 1981; Wilson R.R., Prophecy and Society in Ancient Israel, Phil.,1980; прочую библиографию см. в JBC, v.1; IDB; NCCS; PCB; RGG, Bd.5, S.608–635 и в статьях об отдельных пророческих книгах.