При́тчей Соломо́новых Кни́га
При́тчей Соломо́новых Кни́га, каноническая книга, входящая в состав *Учительных книг Ветхого Завета. Ее еврейское название: שלמה משלי, мишле́ шеломо́, Речения Соломона. Делится на 31 главу; включает 7 сборников изречений, написанных стихами (главным образом двустишиями), и одну поэму.
Жанр, структура, происхождение. По своему литературному характеру Притч. относится к жанру афоризмов (משל, маша́л). Перевод евр. термина משלי мишле́ словом «притчи» в греч., лат. и рус. Библии неточен, т.к. притчами обычно называют краткие назидательные рассказы, а в данной книге их нет.
Афоризмы Притч. расположены без строгой логической последовательности. Кроме вступления (Притч.1–9), посвященного теме Премудрости Божьей, книга содержит следующие части:
а) 1-й сборник речений Соломона (375 афоризмов, Притч.10:1–22:16);
б) «Слова мудрых» (Притч.22:17–24:22);
в) речения мудрецов (Притч.24:23–34);
г) 2-й сборник речений Соломона (128 афоризмов, Притч.25–27);
д) «Слова Авгура, сына Иакеева» (Притч.30:1–14);
е) т.н. «Числовые изречения», построенные на перечислении явлений и свойств природы и человека (Притч.30:15–33);
ж) «Слова Лемуила царя» (Притч.31:1–9);
з) панегирик добродетельной жене (Притч.31:10–31).
Притч., таким образом, является коллективным произведением. Разделы (а) и (г) сборника приписываются Соломону. Нет оснований сомневаться, что они относятся к его времени. Из 3Цар.4:29–34 известно, что этот израильский царь составлял (или собирал?) речения мудрости. Об Авгуре и Лемуиле ничего не известно. Возможно, Лемуил был царем-мудрецом какой-либо соседней с Израилем страны. Раздел «Слова мудрых» (б) содержит ряд параллелей с египетским сборником афоризмов: «Поучение Аменемопе». Точная дата «Поучения» не установлена: она колеблется между 12 и 3 вв. до н.э. Есть мнение, что еврейские речения были написаны раньше египетских и послужили для них основой. 2-й сборник Соломоновых афоризмов (г) был собран *книжниками времен царя Езекии в 8 в. до н.э. (см. Притч.25:1). По- видимому, и прочие части книги, кроме Пролога, сформировались в *допленный период. Судя по языку и содержанию, лишь Пролог и редактура всей книги относятся ко *Второго Храма периоду, точнее – к начальному ее периоду (около 5 в. до н.э.).
Окончательная канонизация Притч. произошла довольно поздно. Еще в конце 1 в. в Ямнии иудейские богословы спорили по вопросу о ее *боговдохновенности (см. статью *Ямнийская школа). Об авторитете книги в *первохристианский период свидетельствуют частые ссылки на нее в Послании Иакова. В 5 в. *Феодор Мопсуестский считал ее произведением одной лишь человеческой мудрости, однако это мнение не было принято Церковью.
Характер богословия Притч. Как и во многих Учительных книгах, в Притч. нет прямых указаний на Завет, Священную Историю, *эсхатологию и *мессианизм. Авторы книги ориентированы на повседневный житейский опыт обычного человека. Их афоризмы есть как бы уроки мудрых старцев для подрастающих поколений. В этом смысле жанр Притч., сложившийся в традиции мудрецов народа Божьего, очень близок к жанру дидактической литературы *Древнего Востока (см. статью *Мудрецов писания). Речь ведется не от лица Божьего, как в Пророческих книгах или в Законе, а от лица самих писателей. Однако, по словам прот. А.*Глаголева, «хотя бесспорно, что “притчи” суть в некотором смысле продукт субъективного творчества мудрецов, продукт самодеятельного упражнения мудреца в законе... совершенно недопустима мысль некоторых западных библеистов, будто мудрость книги Притчей не имеет связи с религией народа Божия, даже стоит в противоречии с нею».
Дидактика Притч. есть приложение основных этических заповедей Закона к конкретным обстоятельствам жизни. Она впитала в себя все лучшее, что было в народной мудрости Израиля и соседних с ним культур, а последний редактор (автор Пролога) связал это наследие с возвышенным учением о Премудрости Божьей. Эта книга учит нас, что мудрец – не тот, кто обладает большими знаниями, а тот, кто согласует свои поступки, слова и мысли с волей Творца. Корень мудрости в благоговении перед Ним («Начало мудрости – страх Господень», Притч.1:7).
Хотя тематически Притч. перекликается с Книгой Иова (ср. Иов.28), в ней еще не ставится вопрос о страдании невинного и посмертном воздаянии.
Учение Притч о Премудрости Божьей содержится в Прологе, главным образом, в 8–9 главах. Премудрость была «началом пути» Господня при творении, родилась прежде, чем возникла первозданная бездна; она определяет принципы праведной жизни, включая семейную и государственную сферы. Премудрость зовет человека на свой пир, на котором ему предложены богатства небесной пищи, питающей земную жизнь человека и его дух. Иными словами, она есть принцип творения и одновременно принцип *Откровения воли Божьей. «Премудрость, – пишет прот.*Князев, – получила в Притч.1–9 ипостасные черты. Она есть одна из сторон Божественного откровения в мире. Ветхий же Завет не раз прибегает к персонификации Откровения. В этом отношении Премудрость может быть соотнесена и сопоставлена с часто встречающимися в библейских книгах образами *Ангела Господня, Духа Божьего (Ис.63:7–14), Слова Божьего (Ис.55:10–16), Имени (Ис.30:27) и т.д. Все это символические изображения, часто в ипостасных чертах, того или другого аспекта Божественного откровения, объясняемые отсутствием у древних семитов отвлеченных понятий и заменою их конкретными описаниями или живыми образами».
В *богослужении Русской Православной Церкви *паремии из Притч. читаются во время Великого Поста и на Всенощном бдении ряда праздников.
● *Аверинцев С.С., К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской, в книге: Древнерусское искусство, М.,1972; прот. *Булгаков С., Ветхозаветное учение о Премудрости Божией, в его книге: Купина неопалимая, Париж, 1927 (приложение); еп.*Виссарион (Нечаев), Толкование на паримии, СПб.,1894, т.2; свящ.*Глаголев А., Книга Притчей Соломона, ТБ, т.4; диак. Державин Д., Доблестная жена по Соломону, М.,1868; Каменецкий А.С., Притчи Соломоновы, ЕЭ, т.12; прот.*Князев А., Понятие и образ Божеств. Премудрости в Ветхом Завете, ПМ, 1955, вып.10; Люссьер Э., Книга Притчей, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 1965 (Ркп.МДА); *Олесницкий А.А., Книга Притчей Соломоновых и ее новейшие критики, К.,1884; прот. Рождественский И.В., Правила жизни из Притчей Соломоновых и Иисуса, сына Сирахова, СПб.,1860; *Фаррар Ф., Соломон, его жизнь и время, СПб.,1900; архиеп. Филофей Константинопольский, Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречений притчей «Премудрость созда себе дом», пер. еп. Арсения (Иващенко), Новгород, 1898; *Юнгеров П., Книга Притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, со славянским переводом, введением и примечаниями, Каз.,1908; McKane W., Proverbs: A New Approach, L.,1970; *Rad G. von, Weisheit in Israel, Neukirchen-Vluyn, 1970 (англ. пер.: Wisdom in Israel, L.,1972); Scott R.B., The Way of Wisdom in the Old Testament, N.Y.,1971; Whybray R.N., Wisdom in Proverbs, Naperville (Ill.,), 1965; прочую иностранную библиографию см. в JBC, v.1; NCCS; PCB; RFIB, t.1; RGG, Bd.5 и в статье *Учительные книги.