прот. Александр Мень

Источник

Ки́ттель

Ки́ттель (Kittel) Рудольф (1853–1929), немецкий евангелический экзегет. Родился в Вюртемберге. Ученик и единомышленник *Дилльманна. С 1888 профессор библеистики в университете Бреслау, а затем его ректор (с 1893). С 1898 по 1924 профессор экзегетики Ветхого Завета в Лейпцигском университете. Киттель был искренне религиозным человеком, что сказалось и в его научных работах. Огромным вкладом в библеистику явилось *критическое издание еврейского текста Ветхого Завета «Biblia Hebraica», подготовленное под его редакцией. Труд этот вышел впервые в 1905–1906 и с тех пор продолжает переиздаваться, оставаясь важнейшим пособием для экзегетов и текстологов.

Киттель стоял на строго научных позициях и при этом признавал *боговдохновенность Писания. По его мнению, проникнуть в тайну пророчества невозможно лишь средствами исторической критики. Он был одним из первых библеистов, который привлек для своих трудов обширнейший археологический материал по истории и религии *Древнего Востока. Киттель отмечал влияние на Ветхий Завет культуры окружающих народов, но решительно отказывался принимать теории Фридриха *Делича и *панвавилонистов.

Итогом научной деятельности Киттеля явилась его книга «История израильского народа» («Geschichte des Volkes Israel», Bd.1–3,7 Aufl., 1925–1932). В ее 1-м изд. (1882–1892) он еще сомневался в обоснованности *документарной теории происхождения Пятикнижия, но во 2-м (1909–1912) согласился с ее выводами. Однако и в этом, и в последующих изданиях (6-е – в 1923–1929, т.1–3) Киттель настаивал на определяющей роли Моисея для ветхозаветной религии. По словам историка, процесс формирования народа Божьего мог осуществиться «лишь в том случае, если позади распыленной массы в качестве движущей силы стоит личность, далеко переросшая всех окружающих и со священным воодушевлением раздувающая в целое пламя таящуюся в современниках искру народного самосознания». В отличие от библеистов школы *Велльхаузена, Киттель подчеркивал, что пророки-писатели не создавали новой религии, а «выступали, по их же собственному признанию, в роли сохранителей и обновителей старой веры». Основу «религиозного творчества Моисея» Киттель видел в *Декалоге.

Исследование Киттеля содержит блестяще написанные и насыщенные фактами очерки географии и древнейшей истории Палестины, а также описания быта, культуры и мышления разных эпох Ветхого Завета. Что касается сказаний о *патриархах, то Киттель называл их *легендами, отмечая при этом, что легенда в них неотделима от подлинного исторического воспоминания. «Древнейшее повествование Библии, – писал он, – может быть историей, являясь одновременно и легендой». В связи с находкой стелы Мернептаха археологом *Питри Флиндерсом Киттель поддержал гипотезу, согласно которой в Египет переселились не все израильтяне. Часть их могла остаться в Ханаане; она-то и упомянута в стеле 13 в. Священная история показана Киттелем на фоне культуры и событий древневосточной истории. Киттелю также принадлежат комментарии к Суд., Цар., Пар., Пс. и Ис.

♦ Der Bibel-Babel Streit und Offenbarungsfrage, Lpz.,1903; Studien zur Hebräischen Archäologie und Religionsgeschichte, Lpz.,1908; Die alttestamentliche Wissenschaft in ihren wichtigsten Ergebnissen, Lpz.,1910; Religion des Volkes Israel, Lpz.,1921; в рус. пер.: Культура Ханаана в эпоху вторжения в него израильтян, в кн.: Соловейчик М.А., Очерки по еврейской истории и культуре, т.1, СПб.,1912; Главнейшие результаты раскопок в странах Древнего Востока, там же.

● Die Religionwissenschaft der Gegenwart in Selbstdarstellung, Lpz.,1925, Bd.1; RGG, Bd.3, S.626.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle