прот. Александр Мень

Источник

Пото́п

Пото́п библейский, грандиозная катастрофа, постигшая человечество в незапамятные времена, о которой повествует (Быт.6–7). Само еврейское слово מבול, мабу́л (потоп), происходит от корня יבל, йава́л (струиться) и, как показывает (Пс.29:10), означает не просто наводнение, а связано с понятием «бездны» (Быт.1:2), водного массива, со всех сторон омывающего сушу (см. ст. Космография библейская). В момент катастрофы, согласно (Быт 7:11), были сняты преграды между сушей и бездной.

Месопотамские предания о Потопе и библейский Потоп. Открытый в 19 в. Дж.*Смитом эпос о Гильгамеше содержит описание Потопа, во многих деталях напоминающее рассказ Книги Бытия (впервые русский перевод эпоса был сделан поэтом Н.Гумилевым с французского перевода *Дорма и издан в Санкт-Петербурге в 1911, а в 1961 вышел перевод *Дьяконова с языков оригинала). Австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831–1914), изучая эпос о Гильгамеше, пришел к выводу, что Потоп был вызван землетрясением в Персидском заливе и охватил все Двуречье, откуда легенды о нем пришли в Палестину (фрагмент эпоса найден в палестинском г.Мегиддо).

В 1914 найден более древний, шумерский вариант сказания. Раскопки *Вулли и других археологов подтвердили, что около 4 тыс. до н.э. в Месопотамии действительно произошло наводнение огромной силы, прервавшее на время развитие цивилизации. Эту теорию «локального Потопа» приняли многие библеисты (например, *Вигуру), ссылаясь на то, что выражение «покрыл всю землю» не обязательно означает весь земной шар (ср. Исх.9:25; 10:15; 3Цар.10:24). При этом отмечали, что Ноев ковчег, имевший около 150 м в длину, не мог вместить сотни тысяч видов сухопутных животных. Утверждение французского путешественника Наварра, что он открыл на Арарате обломки ковчега, не подтвердились. Радиоуглеродный анализ обломков датировал их эпохой Средневековья.

Легенды народов о Потопе и проблема «всемирного Потопа». Распространение преданий о страшном наводнении не ограничивается ближневосточным регионом. Они есть у многих народов – от Австралии до Америки. Существует гипотеза, что около 4 тыс. до н.э. из-за таяния ледников произошло резкое повышение уровня Мирового океана, что повлекло за собой ураганы, цунами и гибельные наводнения во многих частях света. Месопотамский Потоп был, таким образом, частью глобальной катастрофы.

Смысл библейского сказания о Потопе. Языческие мифы о Потопе объясняют его случайными причинами, прихотью или завистью богов. Совершенно иной смысл имеет библейское повествование. Оно указывает на связь между миропорядком, природой и нравственным состоянием человека. Оно не ставит перед собой цель просто поведать о древнем стихийном бедствии. Боговдохновенный писатель использует легенды о Потопе для раскрытия вероучительной истины. Грехи нечестивых «исполинов» есть один из актов драмы богопротивления (Адам, Каин, «исполины», строители башни). Библейский Потоп означал, что мир из-за недостоинства человека, венца творения, как бы возвратился в состояние первичного Хаоса. Спасение Ноя символизирует одну из главных тем Писания – избрание праведников из среды нечестивых для созидания будущего.

Беспечность людей перед библейским Потопом описана в Евангелии как *прообраз состояния тех, кто не готов встретить праведный Суд Божий (Мф.24:37).

● *Аверинцев С.С., Ной, МНМ, т.2; *Богородский Я.А., Всемирный Потоп, ПС, 1906, т.I-II; *Введенский Д., Библейское повествование о Потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов, БВ, 1910, №4–5; *Глаголе в С.С., Всемирный Потоп, БВ, 1898, №5; Глориантов Н.И., Шестоднев и Потоп, ХЧ, 1883, т.II; Горбовский А., Загадки древнейшей истории, М.,19712; Кондратов А., Великий Потоп. Мифы и реальность, Л.,1982; Ллойд С., Археология Месопотамии, М.,1984; *Ловягин Е.И., Разбор суждений новейших естествоиспытателей о Ноевом Потопе сравнительно с учением Слова Божия об этом предмете, ХЧ, 1861, т.2, 1862, т.1–2; Матвеев К., Сазонов А., Земля Древнего Двуречья, М.,1986; Топоров В.И., Потоп, МНМ, т.2; *Фрэзер Дж., Фольклор в Ветхом Завете, М.,1985; Lewis N.J.P., A Study of the Interpretation of Noah and the Flood in Jewish and Christian Literature, 1978; Neveu L., Entrelacs bibliques sur le Déluge, Р.,1981; MB, 1980, №15; ODCC, p.518; прочую библиографию см. в статьях: *Археология библейская; *Древний Восток; *Клинопись и Библия; *Пятикнижие; *Хаос.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle