прот. Александр Мень

Источник

Мариоло́гия

Мариоло́гия библейская, свидетельства Священного Писания о Пресвятой Деве, Матери Христа Спасителя.

Ветхозаветные пророчества и *прообразы. Учение о *«полноте смысла» Писания позволяет мариологически интерпретировать т.н. *Первоевангелие, в котором говорится, что Потомок («Семя») Жены будет попирать главу змия (Быт.3:15). О Матери Мессии в 8 в. до н.э. пророчествовал пророк Исайя, который предрекал рождение чудесного Младенца Эммануила (Ис.7:10 сл.). Мать Его названа у пророка עקמה, алма́, что можно перевести и как «дева», и как «юная женщина». Поскольку уже в *Септуагинте слово алма передано как партенос, дева, предполагают, что еще в ветхозаветные времена существовало представление о чудесном девственном рождении Мессии. Именно так, со ссылкой на текст Септуагинты, истолковал мессианское пророчество Исайи евангелист Матфей (Мф.1:22). Согласно Библии, всякое рождение есть акт, обусловленный волей Господней, Его дар; рождение же избранников нередко представлено в Писании как результат чуда. Например, Исаак, Самуил и Иоанн Креститель появляются на свет, когда их родители уже потеряли надежду иметь потомство. Тем более в рождении Мессии – событии исключительном и неповторимом – еще явственнее должен присутствовать элемент чудесного.

В том же веке, что и пророк Исайя, пророк Михей говорил о Матери Мессии как о «имеющей родить» (Мх.5:2–10). Правда, некоторые экзегеты видели здесь указание на ветхозаветную *Церковь (например, блж.*Иероним и блж.*Феодорит); но большинство древних и новых комментаторов убеждено, что пророк имел в виду конкретное Лицо, Матерь Мессии.

Ветхий Завет содержит ряд прообразов, которые предвозвещают непостижимое единение человеческой природы и Божества. По словам прот.*Князева, они «прообразуют всю Ново-Заветную реальность как таковую, т.е. всю тайну Богочеловечества, и затем лишь в порядке чистой ассоциации идей их можно отнести к Божией Матери как орудию Боговоплощения и средоточию Церкви». Среди этих прообразов – лестница, связующая небо и землю (Быт.28:10–17), куст, охваченный огнем, но не сгорающий («неопалимая купина», Исх.3:1–6), *Слава Божья, обитающая в Скинии и Храме, и др. Соответствующие ветхозаветные *паремии читаются в православных храмах в дни Богородичных праздников.

Дева Мария в Новом Завете. Свидетельств о Богоматери в Евангелиях сравнительно немного, но это не говорит о непочитании ее в *первохристианский период. Ведь почти о всех новозаветных лицах, кроме Самого Господа (Крестителе, апостолах и др.), евангелисты также повествуют скупо.

Евангелист Матфей повествует об обручении Девы с Иосифом, о девственном зачатии, о желании Иосифа тайно отпустить Ее, о Благовещении Иосифу (со ссылкой на пророчество Исайи), о бегстве Святого Семейства в Египет и его возвращении в Назарет (Мф.1:16, 18–25; 2:1121). Евангелист Матфей говорит о Ней в связи с желанием родных Иисусовых видеть Его, когда Он был в доме и говорил с народом (Мф.12:46).

Евангелист Марк упоминает о Деве Марии дважды, когда Она приходит к Сыну с Его «братьями» (Мк.3:31 сл.) и когда назаряне называют Иисуса «сыном Марии» (Мк.6:3).

Наиболее подробно свидетельствует о Богоматери евангелист Лука. В его Евангелии сказано о родственных узах, связывающих Ее с коленом Левия (через Елисавету), о том, что до брака Мария жила в Назарете, о Ее обручении с Иосифом, о Благовещении Ей через ангела Гавриила, о посещении Девой Марией Елисаветы (см. статью *Песнь Богородицы), о Ее путешествии в Вифлеем с Иосифом и рождении там Сына, о Сретении в Храме. Евангелист Лука приводит единств. эпизод из отрочества Иисусова (Лк.2:41–51). 3-е Евангелие, как Мф. и Мк., содержит эпизод, повествующий о попытке Матери и «братьев» Иисусовых встретиться с Ним в дни Его служения (Лк.8:19 сл.). Указание на Деву Марию есть в (Лк.11:27–28).

Евангелие от Иоанна дополняет *синоптиков двумя эпизодами: Господь приходит на брак в Кане с Матерью и будущими учениками и по Ее просьбе совершает чудо милосердия; Дева Мария стоит у креста Христова вместе с Иоанном Зеведеевым, которому Господь вручает Свою Мать (Ин.2:1–12; 19:25–27).

Последний раз имя Девы Марии названо в (Деян.1:14). Она находилась вместе с Двенадцатью в Иерусалиме после Вознесения Спасителя. По церковному преданию, отраженному в *иконописи, Богоматерь была в сионской горнице в час сошествия Святого Духа.

В посланиях имя Девы Марии не упоминается. Однако апостол Павел говорит о Ней как о Жене, от Которой родился Сын Божий, Мессия (Гал.4:4). Согласно некоторым толкователям, «Жена, облеченная в солнце» в (Откр.12:1 сл.) символизирует и Церковь двух Заветов, и Богоматерь.

Почитание Богоматери отразилось в древнейших христианских *апокрифах, в частности, в Евангелии Иакова, которое содержит сказания о рождестве и юных годах Девы Марии. Эти сказания дали обильный материал для христианского *изобразительного искусства и *праздников. В святоотеческих писаниях, начиная со св.*Иустина Философа, было принято противопоставлять непослушание Евы покорности Девы Марии воле Божией. По аналогии со Христом, «вторым Адамом», Она стала часто именоваться «второй Евой». Евангелие Иакова есть первый по времени памятник, который свидетельствует о вере в приснодевство Богоматери. Протестанты, как правило, отвергают это учение (некоторые из них считают «братьев Господних» детьми Девы Марии), но в православных и католических Мариологиях оно остается незыблемым.

● *Богословский М.И., Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи, по евангелиям св. апостолов Матфея и Луки, Каз.,1893; прот.*Булгаков С., Купина неопалимая, Париж, 1927; его же, Мариология в Четвертом Евангелии, «Вестник РСХД», 1971, №101–102; прот.*Князев А., Откровение о Матери Мессии (О ветхозаветных основах мариологии), ПМ, 1953, №9; его же, Великое знамение Царства Небесного и его пришествие в силе, ПМ, 1971, №14; Мерзлюкин А.С., Родословие Пресвятой Девы Марии и происхождение братьев Господних, Париж, 1955; Снессорева С., Земная жизнь Пресвятыя Богородицы и описание св. чудотворных Ея икон, чтимых православной церковью на основании священного Писания и церковных преданий, СПб.,1891; Поселянин Е. (ред.), Богоматерь, Полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвящение ее имени чудотворных икон, кн.1–4, СПб.,1909; *Brown R. et all (ed.), Mary in the New Testament, L.-Phil.,1978; *Flusser, Pelikan J., Lang J., Mary; Images of the Mother of Jesus in Jewish and Christian Perspective, Phil.,1986; *Galot J., Marie dans l’Evangile, P.,1958; проч. литературу см. в NCE, v.9, p.335–347 и в комментариях, указанных в статье *Евангелия.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle