прот. Александр Мень

Источник

Апофати́ческое богосло́вие

Апофати́ческое богосло́вие (от греч. άποφατικός – отрицательный) в Библии, учение о Боге в Самом Себе, которое отрицает возможность любого Его определения средствами человеческого языка и понятий.

Апофати́ческое богосло́вие как таковое существовало в Индии, где Божество определяется как «не то и не то», а также в греческой философии (особенно у Платона). В Ветхом Завете термином, который соответствует идее апофатизма, является *святость (евр. קודש, ко́деш). Святость Божия – это не просто нравствственная категория, а абсолютная несоизмеримость Творца и твари. Глагол, происходящий от того же корня, что и слово кодеш, означает «отделять». Природа Божества запредельна миру; кто видит даже Его *теофанию (Богоявление), не может остаться в живых (ср. Ис.6:1 сл.). Человек постигает пути Божии лишь постольку, поскольку они открываются ему. Человеческие мысли далеки от мыслей Божьих, как небо от земли (Ис.55:9). С этим учением связан запрет делать изображение Божества.

В Новом Завете также исповедуется непостижимость Бога, но возвещается, что Бога, Которого не видел никто, открыл Единородный Сын (Ин.1:18).

*Булгаков С., Свет Невечерний, Серг. Пос, 1917; Лосский В.Н., Очерк мистического богословия Восточной Церкви, БТ, сб.8, 1972; его же, Догматическое богословие, там же; Otto R., Das Heilige, Breslau, 19204 (англ. пер.: The Idea of the Holy, L., 1957).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle