прот. Александр Мень

Источник

А́вдия Проро́ка Кни́га

А́вдия Проро́ка Кни́га (евр. עובדיה‏‎, овадйя – служитель Господень). Книга пророка Авдия – самая краткая из книг *Малых пророков и вообще во всем Ветхом Завете, но, как говорит блж.*Иероним, «это малый пророк по числу стихов, а не по мыслям» (Комментарий на Книгу пророка Авдия). В рукописях и переводах Книги пророка Авдия существует значительное число *разночтений и «темных» мест. Стихи 1–6 книги почти дословно совпадают с (Иер.49:9–10, 14–16).

Исторический контекст. Пророчество почти целиком обращено к царству Эдома (Идумее). Идумеи осели в Палестине и основали свое государство в ее южных горах раньше израильтян (около 14 в. до н.э.). Они считались в Израиле кровнородственным племенем, поскольку их праотец Исав был братом Иакова (Быт.36:1). Во (Втор.23:7) сказано: «Не гнушайся идумеянином, ибо он брат твой», и там же (Втор.23:8) дано разрешение принимать идумеян в 3-м поколении как полноправных членов ветхозаветной Церкви. Пророки высоко ставили идумейского мудреца (царя?) Иова (Иез.14:13–20), а книга о нем вошла в *канон Священного Писания. Тем не менее история отношений между Израилем и Эдомом отмечена соперничеством и враждой. При Давиде и Соломоне Эдом входил в состав израильской монархии, затем отделился и вскоре стал вассалом Ассирии. Во время нашествия Навуходоносора (597 до н.э.) идумеи перешли на его сторону и захватили часть Иудеи (Пс.136:7). Позднее после длительных конфликтов основное население Эдома было обращено в иудейство (2 в. до н.э.). Идумеи нередко занимали высокие должности, а в лице Ирода Великого добились даже короны.

Содержание и духовный смысл. Господь устами пророка Авдия осуждает Эдом за его преступления. Напрасно он уповает на горы в надежде, что они защитят его (Авд.3–4); он притеснял своего «брата», злорадствовал, видя его бедствия, он посягал на его земли, за что сам будет повержен (Авд.1–14). Впоследствии, когда Идумея слилась с Иудеей, образ Эдома стал символом вероломного брата, апокалиптического врага ветхозаветной Церкви; Эдомом, в частности, именовался Рим.

Если первая часть книги обличает братоубийственную рознь, то вторая (Авд.15–21) есть пророчество о Суде Божием «над всеми народами». Авдий предрекает восстановление Св. земли, которая в его книге становится прообразом Царства Божиего. Авдий – первый среди пророков, у которого мы находим прямое указание на это Царство: «И будет царствовать Господь». Таким образом, Авдий провозглашает нравственный миропорядок, действующий в истории, которая увенчивается эсхатологическим Царством.

Автор и датировка Книги пророка Авдия. О самом пророке ничего не известно. Большинство толкователей относят время его жизни к послепленному периоду. Параллели с Иеремией и намеки на события его времени могут быть объяснены двояко. Либо Авдий включил в свою книгу изречения предшественников, либо 1-я часть была написана ранее. Первое предположение более вероятно. Память пророка Авдия Православная Церковь празднует 19 ноября.

Бирюков Н., Пророк Авдий и его книга, ЧОЛДП, 1894, № 1; еп.*Иоанн (Смирнов), Святые пророки: Осия, Иоиль, Амос и Авдий, Рязань, 1874; *Образцов П.Е., Св. пророк Авдий в его церковно-пророческом. и библейском значении, Смоленск, 1867; *Рыбинский В.П., Книга пророка Авдия, К.,1909; *Якимов И.С., Когда пророчествовал Авдий?, ХЧ, 1885, №3–4; Childs, p. 411 ff.; JBS, v.1, p.443–445 (здесь же см. библиографию на иностранных языках).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle