прот. Александр Мень

Источник

Антрополо́гия

Антрополо́гия (от греч. ἄνϑρωπος – человек и λόγος – учение) библейская, раздел библейского*богословия, который рассматривает учение Слова Божьего о природе человека. Трудности задач, стоящих перед библейской Антропологией, вытекают из разнообразия терминов, которыми описывается человеческое существо в Священном Писании.

Наиболее ясным является учение о человеке как венце и царе творения. Он создан по «образу» и «подобию» Божию (Быт.1:26–27), что, по мнению одних толкователей, означает и данную природу человека, и его совершенство, цель, к которой он должен стремиться; а с точки зрения других, «образ» и «подобие» – синонимы. Человек уподобляется Богу прежде всего в том, что ему дана власть над природой (Пс.8), а также в том, что он получил от Творца «дыхание жизни» (евр. חיים נשמת, нишма́т хайи́м). Человек благодаря этому становится «душою живою» (евр. חיה נפש, не́феш хайа́). Это понятие означает живую личность, единство жизненных сил, «Я» человека. Душа (евр. נפש, не́феш ) в плане внешнего выражения есть плоть (евр. בשר, баса́р), однако в Ветхом Завете это понятие еще не носит отрицательного оттенка, как у апостола Павла. Душа и плоть характеризуются органическим единством (в отличие от греческого *дуализма, противопоставлявшего дух и плоть). Высшим началом в человеке Ветхого Завета именует дух (евр. רוח, ру́ах). Дух даруется Богом, он есть сама невыразимая сила жизни, познания и активности. Когда дух (руах) покидает тварное существо, оно возвращается в прах (Пс.103:29).

До 4 в. до н.э. Церкви Ветхого Завета не была открыта тайна посмертного бытия, поэтому она заимствовала представление о посмертии у окружающих народов – понятие шеол, т.е. область, где обитают души умерших (Пс.87:11–19). Только в поздней части Книги Исайи и в Книге Даниила мы находим свидетельства веры в воскресение (Ис.26; Дан.12:2; ср. 2 Макк.7:9).

Среди элементов, составляющих природу человека, Библия часто называет сердце (евр. לב, лев). Это очень емкое понятие, которое соединяет в себе и разум, и чувства, и волю. Аналогичного понятия внебиблейская антропология не имеет. Более всего оно приближается к понятию «сознательной воли», хотя нередко под словом «сердце» понимается жизненная сила тела.

Размышляя о соотношении Антропологии библейской и Антропологии научной, *Булгаков писал: «На путях развития жизни на нашей планете, в филогенетической лестнице человека появляется животный вид homo sapiens, а в нем особь, способная и достойная сделаться вместилищем человеческого духа, послужить для его воплощения. Это соответствует сказанию о том, что «создал Бог человека из праха земного» (Быт.2:7), т.е. из той самой «земли», из которой произошли и все виды органической жизни (так что в этом смысле оказалось возможно даже и отождествление: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19). Это прекрасное животное, в своей форме уже предображающее человека, принимает от Бога человеческий дух и просветляется им. Из совершенного животного через этот акт, уже превышающий бытие органического мира и потому не поддающийся какому бы то ни было эмпирическому наблюдению и истолкованию, возникает совершенный, т.е. соответствующий творческому замыслу человек, несущий в себе задачу и потенцию очеловечения мира» («Невеста Агнца», Париж, 1945).

Подобная мысль не является новой в христианском богословии. Задолго до протоиерея С. Булгакова ее защищал другой православный богослов, А.М.*Клитин («История религии», Одесса, 1910, с.497). Еще раньше свт. *Феофан (Говоров) писал: «Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой, и из животного стал человек» (Собр. писем, вып.1, М., 1898, с.98), и, наконец, в беседе прп. Серафима Саровского с Мотовиловым мы читаем: «До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному» («Св. преп.Серафим Саровский чудотворец», М., 1990). У западных ученых-католиков аналогичная мысль принадлежит Э. Васману («Христианство и теория развития», пер. с нем., Пг., 19172), Г. Обермайеру («Доисторический человек», пер. с нем., СПб., 1913) и *Тейяру де Шардену («Феномен человека»).

Особую роль в библейской Антропологии имеет понятие корпоративной, или соборной, личности. В Ветхом Завете нередко под одним лицом подразумевается группа, племя, народ (иногда олицетворяются даже город и страна). Это не простое олицетворение, а выражение веры в единство народов и всего человечества. Так, Адам является не только личностью, но и представляет собой весь род человеческий (поэтому само имя его означает «человек»). Подобный же корпоративный характер свойствен членам генеалогии потомков Ноя (Быт.10) и в известной степени некоторым патриархам (ср. Быт.25 и Авд.1:10; ср. также наименование 10-коленного царства и всего народа Божьего Иаковом, Иосифом, *Ефремом: Ис.41:8; Ам.6:6; Ос.9:3–17 и др.). Корпоративными чертами наделены мессианские образы Сына Человеческого (Дан.7:13) и *Служителя Господня (Ис.52–53), что отразилось в учении апостола Павла о двух Адамах и Теле Христовом (Рим.5:1221; 1Кор.15).

Вообще темы Антропологии в Новом Завете больше всего касается апостол Павел. Тело (греч. σώμα) так же, как и в Ветхом Завете, понимается им как Божие творение, как храм Духа, а члены Церкви – как члены Тела Христова (1Кор.6:15, 19). Следовательно, апостол не приемлет платоновского отношения к физической природе человека. Душа (греч. ψυχή) соответствует у апостола еврейскому слову нефеш, она есть носительница чувств и жизни. Душа и тело составляют живое единство, именуемое «плотью» (греч. σάρξ), которое разрушается в смерти и восстанавливается в воскресении. В то же время апостол употребляет термин «плоть» для характеристики немощного и греховного состояния человека (напр., Гал.5:19). В этом смысле люди, ограниченные психофизическим миром, именуются «плотскими» и «душевными». К ним относятся и те, кто подменяет высшие духовные ценности чисто земными побуждениями и страстями (1Кор.2:14; 2Кор.11:18). Высшее начало в человеке – это дух (греч. πνεύμα – пневма). В соединении с «плотью» (т.е. психофизическим единством тела и души) и созидается полнота человека (1Фес.5:23).

Поскольку Бог определяется как Дух (Ин.4:24), то и в человеке, созданном по Его образу и подобию, дух должен господствовать. В духе сосредоточены не только высшие творческие, мистические и нравственные возможности, но и призвание человека соучаствовать в замыслах и деяниях Божьих. Поэтому и вся тварь, покоренная злу, ожидает откровения сынов Божьих (Рим.8:20–22).

Бургов А., Православно-догматическое учение о первородном грехе, К., 1904; Воронцов А., Учение Библии о душе человеческой, Каз.,1900; Вышеславцев Б., Сердце в христианской и индийской мистике, Париж, 1929; Генкель Г.Г., Представление о загробной жизни у древних евреев, «Будущность», 1900, №17–19; прот.Зеньковский В., Принципы православной антропологии, «Вестник РХД», 1988, №153; И. П., Рец. на кн.: [Filipiak M., Biblia o czlowieku, Lublin, 1979] ЖМП, 1979, № 2; архим. Киприан (Керн), Антропология св. Григория Паламы, Париж, 1950 (автор дает очерки святоотеческой антропологии); *Леон-Дюфур К., По ту сторону смерти, пер. с франц., «Логос», 1973, №1–2; Лосский В.Н., Очерк мистического богословия Восточной Церкви, БТ, сб.8, 1972; его же, Догматическое богословие, там же, переизд. М.,1991; архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий), Дух, душа, тело, Брюссель, 1978, переизд. М.,1993; *Несмелов В., Наука о человеке, т.1–2, К.,1898–1903; *Олесницкий И.А., Учение Ветхого Завета о бессмертии души, М., 1883; СББ, с.1246–1255; Страхов П.С., Воскресение. Идея воскресения в дохристианской религиозно-философском сознании, М.,1916; свящ.*Темномеров А.М., Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых, СПб.,1899; Тихомиров Е.А., Загробная жизнь. Мысли о смерти, бессмертии и вечной жизни, М.,19022; Berkouwer G.C., Man: The Image of God, Grand Rapids (Mich.), 1962; *Gelin A., L’Homme selon la Bible, P., 1968 (англ. пер.: The Concept of Man in the Bible, L., 1968); *Kümmel W.G., Man in the New Testament, Phil., 1963; Enc.Kat., t.1, s.690–694.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle