Андре́й Рублёв
Андре́й Рублёв, прп. (ок.1360-ок.1430), русский иконописец. Достоверных сведений о его жизни сохранилось немного. Он учился мастерству *иконописи в Москве, где и принял монашество в Спасо-Андрониковом монастыре (нач.15 в.). В 1405 принимал участие в росписи Благовещенского собора Московского кремля (вместе с *Феофаном Греком и Прохором). В 1408 писал фрески в Успенском соборе г.Владимира (совместно с Даниилом Черным). С ним же Андрей Рублёв трудился в Троице-Сергиевом монастыре. В конце 20-х гг. 15 в. расписывал Спасский собор Андроникова монастыря. В этой обители Андрей Рублёв умер и погребен.
Творчество принадлежит тому периоду, когда на фоне ослабления ордынского ига началось возрождение русской национальной культуры. Андрей Рублёв придал иконописному жанру, пришедшему на Русь из Византии, новый, своеобразный характер. Суховатая торжественность и суровость византийского церковного искусства у Андрея Рублёва сменилась мягкими линиями и красками, просветленной углубленностью трактовок. Им написаны образы Христа Спасителя, Богородицы, апостолов, а также иконы на евангельские *праздники. Икона «Живоначальная Троица», по словам академика Д. С. Лихачева, «лучшее и самое достоверное из произведений Рублева».
Андрей Рублёв был одним из первых, кто превратил изображение библейской сцены посещения Авраама тремя Странниками (Быт.18:1 сл.) в художественный символ божественного триединства. Атрибуты сказания (Мамврийский дуб, гора Мориа, дом Авраама) также приобрели у характер символических знаков, воплощающих жизнь природы и людей. Икона Троицы была написана в память прп.Сергия, который освятил свой храм во имя Св. Троицы и противопоставил любовь Божию разделениям и злу мира. Безмолвная беседа трех Ангелов создает ощущение реальности тех таинственных уз любви, которые из мира божественного проецируются в земную юдоль.
Огромной духовной сосредоточенностью и выразительностью отличаются иконы Звенигородского чина (Спаситель, ап. Павел, ангел), написанные Андреем Рублёвым около 1408. Даже в таких грозных сюжетах стенописи, как «Страшный Суд» (Успенский собор во Владимире), Андрей Рублёв остался верен духу кротости, примирения и светлой надежды. В ангелах, пробуждающих грешный мир, «нет ничего угрожающего, они полны бодрости, почти улыбаются» (М.В.Алпатов). Потеряли свою ярость апокалиптические чудовища, описанные в Книге Даниила. Историки русской культуры не случайно связывают творчество Андрея Рублёва с традицией «умной молитвы», пришедшей из сирийских пустынь через византийский исихазм на Русь. В этом смысле Андрей Рублёв был великим художником-молитвенником и художником-богословом.
Память преподобного Православная. Церковь празднует 4 июля.
• Александров А., Преподобный Андрей Рублёв и богословие образа, ЖМП, 1981, №12; Алпатов М.В., Андрей Рублёв, М., 1959; Андрей Рублёв и его эпоха. Сборник статей под ред. М.В.Алпатова, М., 1971; Васильев А., Андрей Рублёв и Григорий Палама, ЖМП, 1960, №10; прот.Воронов Л., Андрей Рублёв – великий художник древней Руси, БТ, 1975, сб.14; свящ.Голубцов Н., Пресвятая Троица и Домостроитель (об иконе инока Андрея Рублева), ЖМП, 1960, № 7; Демина Н. А., «Троица» Андрея Рублева, М., 1963; Ильин М. А., Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева, М., 1976; Лазарев В.Н., Андрей Рублёв, М., 1960; его же, Андрей Рублёв и его школа, М., 1966; Лихачев Д.С., Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого, М.-Л., 1962; Плугин В.А., Мировоззрение Андрея Рублева, М., 1974; Сергеев В.Н., Рублев, М., 1981; Cмирнов В., Фрески прп. Андрея Рублева в Звенигородском Успенском соборе на Городке, ЖМП, 1980, № 2; он же и Вольгин А., Прп. Андрей Рублёв, иконописец, ЖМП, 1980, №7; Троица Андрея Рублева. Антология, М., 1981, ч.4; проч. библиографии см. в указанных работах.