прот. Александр Мень

Источник

Ангелоло́гия и Демоноло́гия

Ангелоло́гия и Демоноло́гия библейские, учение Ветхого Завета и Нового Завета о тварных разумных существах, не принадлежащих к человеческому миру.

Ангелология. Библейское вероучение разделяет с большинством других религий веру в реальность особого мира сверхчеловеческих созданий, которые, подобно человеку, участвуют в божественном Домостроительстве. Книги Библии *допленного периода, хотя и часто говорят о явлениях и действиях этих существ, не имеют разработанной ангелологии. Возможно, здесь сказалось опасение, что чрезмерная сосредоточенность на ангелах приведет к их обоготворению. Примечательно, что ветхозаветные ангелы иногда называются так же, как назывались боги Ханаана: «сыны Божии» или даже просто «боги» (Пс.28:1; 81:1; Иов. 1:6). В таком наименовании крылся намек на то, что язычество есть поклонение тварным существам. Предполагается, что одно из понятий библейской ангелологии – херувим (евр. כרובים, керуви́м, мн. ч. от כרוב, керу́в) связано с представлениями о крылатых существах, олицетворяющих стихии. В религиозной символике Египта, Месопотамии, Ханаана и др. стран часто встречаются изображения созданий с телом льва (или тельца), орлиными крыльями и человеческим лицом. Аналогичные изображения есть и в древнеизраильском искусстве. Свидетельство *Иосифа Флавия (Древн., III, 6, 5 – «крылатые животные») показывает, что именно так представляли херувимов, которые увенчивали Ковчег и находились в Храме. В (Быт.3:24) херувимы выступают в качестве стражей Эдема; в (Пс.17:11) они обозначают божественную колесницу (ср. Пс.103:3). Подобия херувимов являются в видении пророку Иезекиилю (Небесный Ковчег – Иез.1:4 сл.). Все это позволяет усматривать в херувимах образы одушевленного и одухотворенного космоса, служащего Творцу. Крылатыми представлены и серафимы (мн.ч. от евр. שרף, сара́ф – палящий), которые окружают Престол Господень (Ис.6:1 сл.).

Во *Второго Храма период Ангелология получает дальнейшее развитие. Появляются личные имена ангелов, такие как Гавриил, Михаил (Дан.8:16; 9:21; 10:13). Особенно богата ангелология *апокрифов Ветхого Завета. Многие толкователи связывают интенсивное развитие Ангелологии в *междузаветный период с идеей трансцендентности Сущего. «Чем больше увеличивается расстояние между Богом и миром, тем живее сказывается стремление заполнить это расстояние все возрастающим количеством разных существ, являющихся посредниками между Богом и человеком» (*Андреев). Однако, по общецерковному учению, Ангелология в целом есть результат духовного опыта человека, соприкасавшегося с иными, незримыми тварными мирами.

В Новом Завете, как и в Ветхом, ангелы – посланники Божьи (Евр.1:14); они являются при важнейших событиях *истории спасения (напр., Лк.1:26). У ап. Павла есть понятие об иерархии ангельских сил (Кол.1:16; Еф.1:21), названия для которой заимствованы из иудейских текстов междузаветной эпохи.

Демонология, т.е. учение о темных силах, в допленное время была еще менее разработанной, чем Ангелология. (Отметим, что весь Древний Восток поклонялся демонам.) В это время понятие о злых стихиях, противящихся Богу, олицетворялось змеем, драконом, чудовищем моря (см. статью *Хаос). Образ сатаны (евр. שטן, сата́н – противоречащий, противник) появляется лишь в Книге Иова. От древнейшего (домоисеева?) времени дошло представление о сатирах (евр. שעירים, сеири́м) и демоне пустыни Азазеле. В (Лев.16:20–28) козел, символизирующий грех народа, изгоняется в безводные места «для Азазеля» (в синодальном переводе: «козел отпущения»). В 1 Кн. Еноха (см. Апокрифы) содержится сказание о падении ангелов, связанное автором с (Быт.6:14). В обоих Заветах боги язычников нередко отождествляются с бесами (Пс.105:36–38; 1Кор.10:20) и представляются властителями царств мира сего. Евангелие ясно учит о персонифицированном зле. Сам Христос Спаситель говорит о Своей борьбе против мирового зла как о борьбе с сатаной (см., напр., Лк.10:18).

*Андреев И., Ангел, НЭС, т. 2; Ангелология, ЕЭ, т.2; *Булгаков С.Н., Лествица Иаковля, Париж, 1929; *Глаголев А.А., Ветхозаветное библейское учение об ангелах, К., 1900; *Никольский Н.М., Керубы, по данным Библии и восточной археологии, «Труды Белорус. гос. ун-та», Минск, 1922, № 23; СББ, с.19–23, 46–48, 989–993; иностранную библиографию см.: Davidson G., Dictionary of Angels, L.-N.Y., 1967; Enc. Kat., t.1, s.549–552.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle