прот. Александр Мень

Источник

Исто́чники

Исто́чники, письменные и устные, священных книг. В самом Священном Писании неоднократно указываются Источники, на которые опирались боговдохновенные авторы (например, Числ.21:14; Ис.Нав.10:13; 2Цар.1:18; 3Цар.11:41; 14:19,29; 1Пар.27:24; 2Пар.9:29; 12:15; 13:22; 16:11; 20:34; 26:22; 32:32; 33:18; 35:25; 2 Макк.2:20–33). Евангелист Лука, начиная свое Евангелие, имел перед глазами «многие» опыты изложения жизни Иисуса Христа (Лк.1:1). Вопрос об Источниках священных книг тесно связан и с *синоптической проблемой, т.е. с вопросом об отношении между первыми тремя Евангелиями. «Указание совпадений [между ними] может быть доведено до указания буквальных совпадений отдельных выражений... позволяющего предполагать уже прямое заимствование одним евангелистом от другого или общий писаный источник» (еп.*Кассиан Безобразов).

С богословской точки зрения важен не столько факт наличия Источников священных книг, сколько его отношение к догмату о *боговдохновенности Писания. Для некоторых экзегетов допущение Источников Библии представляется несовместимым с боговдохновенностью. Однако если признать богочеловеческий *синергизм в таинстве создания Библии, то использование священными авторами Источников не может противоречить вере в руководящее действие Святого Духа. Собирая материал, пророк, летописец, мудрец и апостол поступали так, как должен поступать писатель, хранящий *Предание (ср. 2 Макк.2:25–26). Использование документов было частью его труда, признанного Церковью каноническим. Те Источники, которые носят чисто исторический характер (наприимер, указы иранских царей), входят как составной элемент в общую картину божественного Домостроительства.

Касаясь Источников Пятикнижия, прот.*Князев (1951) отмечает: «Это записи предания, идущего от Моисея или от другого пророка или боговдохновенного вождя или учителя Израиля, причем вполне допустимо, что эти записи могут быть в свою очередь боговдохновенными. Последняя редакция или объединение всех записей в один компилятивный труд, обычный прием и метод древней семитической историографии, есть не что иное, как засвидетельствование боговдохновенным автором или редактором тех аспектов боговдохновенной истины, которые были выявлены в различные эпохи Священным Преданием. Поэтому экзегет призывается к тщательному исследованию богословия не только всей книги, но и богословия отдельных ее источников». Одновременно аналогичные мысли высказал *Буйе. «В своей наиболее обоснованной части, – писал он, – современные теории касательно библейских письменных памятников не позволяют нам понимать многие разделы Библии иначе, как окончательное отложение ягвистских, элогистских, второзаконнических или священнических преданий. Если это отложение и не “богодухновенно” в нашем теперешнем, точном значении слова, то все же остается несомненным, что его ранее существовавшее содержание уже было “Словом Божиим”».

*Буйе Л., О Библии и Евангелии, Брюссель, 1965; *Безобразов С.С., Евангелисты как историки, ПМ, 1928, вып.1; прот.*Князев А., О боговдохновенности Священного Писания, там же, 1951, вып.8; [*Смирнов А.П.] Библейские рассказы и их источники, указываемые наукой, ПО, 1876, №10; *Auzou J., La tradition biblique, P.,1957; Koch K., Was ist Formgeschichte? Neukirchen, 1964 (англ. пер.: The Growth of the Biblical Tradition, N.Y.,1969); Mellor E.B., The Making of the Old Testament, L.,1972; см. также статьи: *Двух источников теория; *Документарная теория происхождения Пятикнижия; *Пятикнижие; *Четырех источников Евангелий теория.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle