прот. Александр Мень

Источник

Истори́ческие кни́ги

Истори́ческие кни́ги Ветхого Завета, раздел ветхозаветного *канона. Включает 2 цикла, каждый из которых связан единством стиля, замысла и хронологической последовательностью.

1-й цикл включает Ис. Нав., Суд., 1–4 Цар. (в еврейской Библии – 1–2 Самуила и 1–2 Царей). В еврейской традиции он именуется ראשנים נביאים, невиии́м ришони́м, «Древние пророки», в отличие от «Поздних пророков» (т.е. собственно пророческих писаний). Этот цикл в библейской науке принято называть Второзаконнической историей, поскольку он примыкает к Втор. и является его продолжением (*Ройсс, *Нот).

Как полагают современные экзегеты, Второзаконническая история была составлена около 7 в. до н.э. при царе Иосии, а затем дополнена в *Плена период. Повествование в ней охватывает период от Иисуса Навина (13 в.) до середины 6 в. В основу цикла положены древние предания, эпос (Ис.Нав.10:13), летописи (3Цар.11:41; 14:29) и др. *источники. Однако цель составителей не историческая., а богословская. «На основании отобранного материала они высказывали религиозное суждение о прошлом. Оригинальность лежит, таким образом, как в выборе их источников, так и в той религиозной оценке, которую они выносят израильскому прошлому... Это делает понятным, почему исторические книги понимались евреями как пророческие писания. Пророки пророчествовали на основании исторических событий, которые, большей частью, были для них современными. Пророки видели в истории, в событиях руку Божью, им становился доступен план Божий в настоящем и будущем. Авторы исторических книг, как и «поздние пророки», тоже пророчествовали на основании исторических событий, но только эти события относились к прошлому израильского народа» (прот.А.*Князев).

Таким образом, Второзаконническая история содержит род исторического богословия, в ней раскрывается религиозный смысл событий (верность Завету как условие благоденствия, кара как испытание, исполнение замыслов Божьих вопреки недостоинству людей). Отсюда понятен суровый тон книг, который обусловлен высокими нравственными требованиями, предъявляемыми священными писателями ветхозаветной Церкви.

2-й цикл Исторических книг, обычно именуемых произведением *Хрониста, или Летописца, включает 1–2 Пар., 1 Езд. и Неем., 1–2 Пар., являются *девторографами по отношению к Второзаконнической истории. Они начинаются с генеалогии Адама и доводят изложение событий до 538 до н.э. Книга Ездры-Неемии повествует о *Реставрации (5 в. до н.э.). Книги используют множество источников: летописи, Второзаконническую историю, записи Ездры и Неемии, государственные документы. Богословие книг 2-го цикла – церковно-теократическое. Составитель рассматривает народ Божий преимущественно как культовую Общину. Этим объясняются «пространные описания богослужебного чина, должностей левитов и их служения» (прот.А.*Глаголев). Но центральное учение о действии Промысла через события истории у Хрониста то же, что и во Второзаконнической истории.

Греческая традиция добавляет к Историческим книгам Книгу Руфи, которая первоначально входила в сборник *Учительных книг.

*Афанасьев Д.П., Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги исторические, К.,1874; прот.*Князев А., Исторические книги Ветхого Завета, Париж, 1953; Лебедев П.И., Чтение об исторических книгах, М.,1860; *Херасков М.И., Обозрение исторических книг Ветхого Завета, Владимир, 19085; см. также труды *Богородского, А.*Смирнова и статьи: *Историзм Священного Писания; История Библейская; Emerton J.A. (ed.), Studies in the Historical Books of the Old Testament, Leiden, 1979; прочую иностранную библиографию см.: *Сhilds, p.229.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle