прот. Александр Мень

Источник

Иси́хий

Иси́хий (‘Ησύχιος) Иерусалимский, прп. (умер после 451), греческий подвижник, учитель Церкви, аскетический писатель, экзегет. О жизни Исихия известно очень мало. Он родился в Иерусалиме, изучал богословие в Константинополе, где его наставником был свт.*Григорий Назианзин. Вернувшись в Палестину, Исихий поселился в одном из монастырей близ Иерусалима. Там он приобрел известность как учитель молитвы и знаток Священного Писания. Около 412 он был рукоположен во пресвитера и одно время исполнял должность помощника иерусалимского патриарха. Его проповеди и книги упрочили за ним славу одного из знаменитейших писателей Востока. Кроме толкований он составлял церковно-исторические, агиографические и назидательные сочинения.

Православная Церковь празднует его память 28 марта (однако в Четьях Минеях его имя отсутствует).

Согласно греческому Месяцеслову императора Василия, Исихий составил толкование на всю Библию. Из этого комментария Исихия сохранилось лишь немногое.

1) «Толкование на книгу Левит», посвященное диакону Евтихиану. Оно есть только в латинском переводе 6 в. Из текста явствует, что комментатор основывался на *Септуагинте, причем отмечал особенности и других греческих переводов Библии и сверялся с еврейским текстом. Основную задачу автор видел в отыскании «духовного», «таинственного» смысла, с помощью которого можно объяснить «некоторые несообразности» и темные места Книги Левит.

2) 24 гомилии на первые 20 глав Книги Иова имеются в армянском переводе и изданы по кодексу 13 в. (1913). Толкователь рассматривает Иова как пророка и историческое лицо, а его страдания – как прообраз Страстей Христовых.

3) «Примечания к книге пророка Исайи», изданное в 1900 по ватиканскому кодексу 11 в. В этом толковании Исихий следует *аллегорическому методу *Оригена, часто расширяя границы прообразовательного смысла (напр., Ис.19:1 он относит к бегству св. семейства в Египет).

4) «Примечания к Псалтири» имеются в нескольких вариантах. Один, как полагают патрологи, тождествен толкованию, которое приписывали свт.*Афанасию (Творения, т.4, с.40). Комментарии состоят из отдельных *глосс, имеющих аллегорически-прообразовательный характер.

5) Такой же фрагментарный характер имеют «Примечания к Малым пророкам», которые сохранились в 6 манускриптах (Рим, Москва, Париж) и опубликованы лишь частично (на Ос., Авд., Зах.).

6) «Соглашение Евангельское», сохранилось в сокращенном виде. В нем Исихий рассматривает 61 экзегетический вопрос о *противоречиях в Евангелиях. В частности, он пытается согласовать хронологию событий Страстной недели и Воскресения.

Кроме того, есть рукопись 9 в., содержащая *катены на 13 библейских гимнов Ветхого и Нового Завета (Исх.15; Втор.32; Лк.1;2 и др.), автором которых считают Исихия (текст издан в 1917). В целом экзегеза Исихия редко отступает от методов аллегорической школы. Исихий склонен видеть в Ветхом Завете не только прообразы Нового Завета, но и указания для духовной жизни. Так, объясняя события Книги Исхода, он пишет: «Образом ума признается законоположник Моисей, который Бога видит в купине, лицом прославляется и богом фараону от Бога богов поставляется; потом казнями поражается Египет, выводит из него Израиля и дает Закон. Все сие, будучи понимаемо иносказательно, в смысле духовном, изображает действия и преимущества ума» (под «умом» преподобный разумеет внутреннюю духовную область человеческого существа, где творится «умная молитва»). Различие между заповедями двух Заветов Исихий полагает в их направленности. Старый Закон «добр», однако он «служит к обучению внешнего человека и к охранению от страстных дел. Но подвиги эти не суть охранители и от грехов мысленных, или возбранители их, т.е. не сильны избавить нас от зависти, гнева и прочего». Внутреннего человека преобразует лишь Новый Завет.

Migne. PG, t.93,27; Interpretatio Isaiae Prophetae. Ed.M.Faulhaber, Friburgi, Brisgoviae, 1900; Supplementum Psalterii Bonoriensis. Ed.V. Jagis, Vindobonae, 1917; в рус. пер.: Преп. отца нашего Исихия, пресвит. Иерусалимского, Слово душеполезное и спасительное о трезвлении и молитве, М., 18906;

ПБЭ, т.5, с.1074–1075; *Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви, т.3, § 203, СПб., 1859, СПб., 18822; ODCC, p.645; Quasten. Patr., v.3, p.488.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle