прот. Александр Мень

Источник

Ирине́й

Ирине́й Лио́нский (Ειρηναίος о́ Λουγδούνου), свт. (ок.130-ок.200), западный отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической *теософии. Принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за *Мужами Апостольскими. Родиной Иринея Лионского была, вероятно, Малая Азия; во всяком случае, он тесно связан с малоазийской традицией. В своем послании к другу юности Флорину он вспоминает о Поликарпе, «как он рассказывал о своем обращении с Иоанном и с прочими самовидцами Господа» (цит. у *Евсевия, Церковная история, V, 20). Около 177 Ириней Лионский переехал на Запад, в Галлию, и поселился в Лионе, христиане которого переживали в это время жестокие гонения. Вскоре Ириней Лионский был рукоположен во пресвитера, а в 190 стал епископом Лиона, преемником мученически погибшего епископа Потина. В спорах о времени празднования Пасхи Ириней Лионский занял примирительную позицию, стремясь быть посредником между Востоком и Западом. По сведениям Евсевия, Ириней Лионский умер мучеником. Православная Церковь празднует его память 23 августа.

Из сочинений Иринея Лионского полностью сохранилось лишь два: «Опровержение и победа над мнимым гнозисом», или «Против ересей», и «Доказательство апостольской проповеди». Все остальные его труды имеются лишь во фрагментах. Книга «Против ересей» посвящена полемике с гностиками и *Маркионом, которые в годы епископства Иринея Лионского представляли собой наиболее серьезную опасность для христианства. Полемика шла главным образом вокруг Священного Писания, поэтому творения Иринея Лионского имеют большое значение для библеистики. Гностики утверждали, что: 1) Новый Завет не имеет отношения к Ветхому Завету, который есть порождение несовершенного Духа или даже злого Демиурга, 2) истинное Евангелие возвещалось Христом только для избранных, и поэтому вера должна опираться на эту эзотерическую традицию, при этом Четвероевангелие либо отвергалось, либо перекраивалось.

Выступая против указанных тезисов, Ириней Лионский доказывал, что Ветхий и Новый Завет представляют собой единое целое, связанное преемственной цепью Откровений. Бог обоих Заветов – один и тот же Бог. «Ни Господь, ни Святой Дух, ни Апостолы, – писал он, – никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог» (Против ересей, III, 6,1). «И тот и другой Завет произвел один и тот же Домохозяин – Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать» (там же, IV, 9,1). В ответ на доводы гностиков, ссылавшихся на свои собственные Евангелия, Ириней Лионский показывал, что эти тексты написаны не в апостольское время, а совсем недавно, его современниками. Самая же достоверная и прочная традиция, восходящая к апостолам, отражена лишь в четырех истинных Евангелиях.

«Матфей, – пишет Ириней Лионский, – издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Эфесе Азийском» (там же, III,1,1). Среди апостолов, доказывал Ириней Лионский, не было избранных, которые якобы только одни и были посвящены в тайное учение. И Петр, и Павел были представителями и посланниками Церкви. В Церкви через преемство *Предания хранится и живет евангельское благовестие (там же, III,13,1). Даже число Евангелий не случайно. Ириней Лионский связывает его с древним символом завершенности и вселенскости. «Как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей» (там же, III, 11,8).

По ходу своей дискуссии с гностиками Ириней Лионский поднимал много частных экзегетических и догматических вопросов, особенно останавливаясь на библейской *сотериологии. В противовес гностическому *дуализму он интерпретирует ее как исцеление твари и приобщение ее к божественной жизни. «Первородное Слово нисходит в тварь, т.е. создание (телесное), и объемлется им, и, с другой стороны, тварь принимает Слово и восходит к Нему, восходя выше ангелов, и делается по образу и подобию Божию» (там же, V, 26,3).

Migne. PG, t.7; в рус. пер.: Соч. св. Иринея, еп. Лионского, М.,1871, репр., М.,1996; Доказательства апостольской проповеди, ХЧ, 1907, №4–6.

*Гусев Д.В., Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями второго века, ПС, 1874, №8–9; [Евгений (Сахаров-Платонов)] Св. Ириней, еп. Лионский, ПТО, т.1, кн.4, 1843; ПБЭ, т.5, с.1018–1022; Сагарда Н.И., Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди», СПб., 1907; Федченков С.А., Армянские фрагменты творений св. Иринея Лионского , ХЧ, 1915, №4; его же, Св. Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность, Серг. Пос.,1917; иностранную библиографию см. в журнале «Connaissance des pères de l’Eglise», 1979, №2 и в книге: Quasten. Patr., v.1, p.287; см. также статью *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle