прот. Александр Мень

Источник

Иллюстри́рованные изда́ния Би́блии

Иллюстри́рованные изда́ния Би́блии стали появляться вскоре после юридического признания христианства при Константине Великом. В художественном отношении рисунки к этим первым Иллюстрированным изданиям Библии генетически связаны с античным искусством книжной иллюстрации. В дальнейшем Иллюстрированные издания Библии создавались на протяжении всей истории христианства.

Византийские Иллюстрированные издания Библии. Возникновение Иллюстрированных изданий Библии шло параллельно с исчезновением *свитков и заменой их *кодексами. Однако сохранился свиток Ис.Нав. 10 в. с иллюстрациями, который является копией с оригинала 5 в. О влиянии античного искусства говорят в этой книге аллегорические фигуры богини Иерихона и т.д. К 6 в. относится иллюстрированная Книга Бытия, миниатюры которой отличаются живописностью и экспрессией. Вообще искусство миниатюры было меньше ограничено канонами, чем *иконопись, и в ней допускались различные «вольности». Иллюстрированные издания Библии стоили дорого и обычно употреблялись при дворах монархов, в богатых монастырях и соборных храмах. Чаще всего с иллюстрациями делались списки Псалтири, Евангелия и Апокалипсиса.

Существует три основных типа Иллюстрированных изданий Библии: 1) украшенные орнаментом и изображениями священных писателей (царя Давида, апостолов), 2) с рисунками в тексте и 3) с рисунками на полях.

К первому типу относится, напр., минускульное Евангелие 11 в. (Государственная библиотека им. Салтыкова-Щедрина, № 801, см. статью *Минускулы). Иллюстрации в тексте нередко помещались внутри инициалов, заглавных букв. Примером второго типа изданий служит манускрипт Нового Завета из Константинополя 1072, а третий тип представлен знаменитой «Хлудовской» Псалтирью (9в.), созданной, вероятно, в Студийском монастыре. Ее миниатюры не только поясняют текст псалмов, но и включают сюжеты из церковной истории (в т.ч. события времен иконоборчества). В некоторых византийских кодексах, кроме рисунков, на полях имелись и миниатюры на отдельных листах (Евангелие середины 15 в., СПб., № 118). Аналогичные Иллюстрированные издания Библии создавались также в Армении и Грузии (в т.ч. Эчмиадзинское Евангелие 10 в. и Джручские Четвероевангелия 9 и 12 вв.).

Древнерусские Иллюстрированные издания Библии. Одной из древнейших русских *лицевых рукописей Библии является *«Остромирово Евангелие» (1056–1057) с его богатым орнаментом и изображениями апостолов. Позднее появляются рукописи с рисунками на полях. К ним относится лицевая Киевская Псалтирь 1397. Иллюстрации к ней выполнены с мастерством и творческой изобретательностью, не уступающими мастерству византийских изографов. Тематика миниатюр столь же разнообразна, как и в кодексах Византии. Это и рисунки из жизни царя-псалмопевца, и аллегорические сцены, толкующие текст, и евангельские события, являющиеся исполнением пророчеств Псалтири, и фигуры святых. Так, статья 9 псалма 31 сопровождает рисунок коня и лошака, Пс.32:1 – изображение мучеников Гурия, Самона и Авива, а Пс.113:3 – изображение Крещения Господня. В конце книги приложены *песнь Мариам, *песнь Моисея и другие библейские гимны с соответствующими миниатюрами (переход через Чермное море, молящийся Моисей и т.д.).

С появлением на Руси книгопечатания обычай иллюстрировать священные книги не исчез. Напротив, первые же печатные изд. *Федорова и *Скорины были украшены орнаментом и изображениями евангелистов. Скорина прямо доказывал необходимость Иллюстрированных изданий Библии для «лучшего разумения» Слова Божьего.

Средневековая библейская миниатюра на Западе. Издания Библии на Западе в период раннего Средневековья обнаруживают влияние Византии, но в них сказываются и местные, в т.ч. кельтские народные мотивы. Таковы Евангелия из Кельса (8 в.), Утрехтская Псалтирь и Евангелие Эбо (9 в.). Причудливый декоративный стиль оформления книг делал их празднично-нарядными. Нередко художники с особой тщательностью и фантазией изображали 4 животных, которых было принято помещать рядом с евангелистами. Сюжетные композиции украшают евангельскую *антологию Генриха II (11 в.). Мастера готического стиля предпочитали помещать миниатюры в инициалах. Эти небольшие рисунки внутри букв, так же как в Византии и на Руси, иллюстрировали жизнь Давида, священную историю, историю Церкви.

Особый род Иллюстрированных изданий Библии представляли собой т.н. *«Библии бедняков». Ради удешевления рукописи они содержали лишь избранные места Писания. Сохранилось более 700 манускриптов таких Библий. Выходили они и после изобретения книгопечатания (в виде «гравированных книг»).

С эпохи Реформации по 18 в. Отказавшись от храмовых изображений, Реформация косвенно способствовала широкому распространению Иллюстрированных изданий Библии. Фактически почти все выходившие в этот период книги Священного Писания снабжались иллюстрациями. С гравюрами выходили Библия *Лютера, *Женевская Библия и Библия *Кавердейла 16 в. Иллюстрировали Библию Л.Кранах, *Дюрер и *Гольбейн. Первое издание английского *Авторизованного перевода Библии и католической *Вульгаты 1592 вышли с иллюстрациями. В 1607 в Италии была издана «Рафаэлевская Библия» с гравюрами по фрескам из священной истории, которыми ученики Рафаэля расписали лоджии Ватикана. В 17 в. увидели свет иллюстрированная «Священная История» (1627) и Библия *Пискатора (конец 17 в.), вдохновившая русских художников, расписывавших храм Св.Троицы в Никитниках (Москва, 17 в.). Отметим также голландскую Библию Данкерса (1700) и английскую Библию Флитвуда (1706).

Иллюстрированные издания Библии в 19 и 20 вв. В этот период Иллюстрированные издания Библии печатались в 3 вариантах: 1) Библии с видами святых мест и копиями археологических памятников (гравюры, а позднее фото). Первый пример такого издания: 7-томная английская Библия 1801, а последний – Библия, выпущенная ватиканской газетой «Osservattore Romano» (1966); 2) Библии, иллюстрированные произведениями великих мастеров (преимущественно времен Ренессанса и Реформации); 3) Библии с оригинальными рисунками одного или нескольких новых художников. Среди них нем. «Роскошная семейная Библия» (1830), выпущенная тиражом 1 млн экземпляров, Библии с рисунками Оливье (1834) и Овербека (1841).

Своеобразным мистицизмом проникнуты библ. рисунки английского художника и поэта У.Блейка (1757–1827), чьи иллюстрации к Книге Иова признаны лучшими в мировом искусстве. Международную известность получили Иллюстрированные издания Библии с рисунками немецкого художника *Шнорра и французского художника *Доре. Меньшей популярностью пользовались иллюстрации к Писанию английских художников П.Харди и У.Хоула.

Из русских художников как иллюстраторы Библии особенно известны А.А.Агин (1817–7185), создавший цикл рисунков к Ветхому Завету, и В.А.Фаворский (1886–1964), автор иллюстраций к Книги Руфи (1925). За последние десятилетия появились Библии, иллюстрированные фотоэтюдами природы, людей, современной жизни. Специфический жанр представляют собой т.н. библейские *комиксы с упрощенным текстом и массой цветных рисунков.

Кроме указанных 3 вариантов Иллюстрированных изданий Библии, возник и обобщающий, который сочетает репродукции с великих произведений искусства, фотографии исторических мест и памятников с рисунками. Такой разноплановый подбор требует духовного чутья и тонкого художественного вкуса. В качестве неудачного примера такого синтеза можно привести немецкое издание Библии 1913, где хорошие фотографии и репродукции соседствуют с посредственными иллюстрациями. Лучшим образцом такого Иллюстрированного издания Библии можно признать издание, выходившее под редакцией А.Фроссара отдельными выпусками («En ce temps-là, la Bible», 1969; англ. изд. 1970).

Амиранашвили Ш.Я., Грузинская миниатюра, М., 966; архим. Амфилохий, О славянской Псалтири XIII-XIV в. Библиотеки А.И.Хлудова, «Древности. Труды Московского археологического общества», 1870, т.3, вып.1; его же, О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях, М.,1870; Библия в картинах, ПБЭ, т.2, с.545–549; Вздорнов Г.И., Исследование о Киевской Псалтири, М.,1978, приложение: «Киевская Псалтирь 1397 г.»; Гартлауб, Гюстав Доре, Л.,1935; Книговедение. Энциклопедический словарь, М.,1982; Кристеллер П., История европейской гравюры XV- XVIII века, М.,1939; Кузьминский К.С., Художник-иллюстратор А.А.Агин, его жизнь и творчество, М.-Пг.,1923; Лихачева В.Д., Византийская миниатюра, М., 1977; Мокрецова И.П., Романова В.Л., Французская книжная миниатюра XIII в. в советских собраниях, 1200–1270, М.,1983; их же, Французская книжная миниатюра XIII в. в советских собраниях, 1270–1300, М.,1984; Назаревский А.В., Библия иллюстрированная, НЭС, т.6, с.566–567; Пайкова А.В., Четвероевангелие Раввулы (VI в.) как источник истории раннехристианского искусства, ПСб., Вып.29 (92), Л.,1987; Свирин А.Н., Миниатюра Древней Армении, М.-Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; его же, Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. М.,1964; Bland D.A, History of Book Illustration, Cleveland, 1958; Wegner H., Biblii Ilustracja, Enc.Kat., 1976, t.2, s.456–464.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle