прот. Александр Мень

Источник

Иису́са Нави́на Кни́га

Иису́са Нави́на Кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, первая по порядку из числа *Исторических книг. Содержит 24 главы. Имя автора в тексте не упоминается. Название книге дано по ее главному действующему лицу, Иисусу Навину (евр. בןינון יהושע, иехошу́а бин нун).

Содержание, композиция, датировка Иисуса Навина Книги непосредственно примыкает к Второзаконию, продолжая его повествование о переселении израильтян в землю обетованную. В связи с этим экзегеты обычно рассматривают Иисуса Навина Книгу либо как заключительную часть *Шестикнижия, либо как вторую часть *Второзаконнической истории. Сам Иисус Навин фигурирует еще в *Пятикнижии как помощник и преемник Моисея и военачальник (Исх.17:9сл.; 24:13; 32:17; 33:11; Числ.14:6,38). Согласно Числ.14:38, он был один из трех мужей поколения Исхода, которые дожили до вступления в Ханаан. После кончины Моисея он становится вождем народа Божьего. Его походы и победы сопровождаются чудесами и видениями. Этим автор книги подчеркивает, что покорение Ханаана совершалось при помощи свыше, а войны Иисуса с язычниками были «бранями Господними». Иисуса Навина Книга распадается на 3 части: 1) чудесный переход через Иордан; падение Иерихона; союз с Гаваоном; победа над царями южной коалиции; победа над царями северной коалиции (Ис.Нав.1–12); гл.8, прерывая рассказ о военных кампаниях, говорит о возобновлении Завета на горе Гевал; 2) раздел Ханаана между коленами; назначение уделов для Левиина колена и священных городов-убежищ, где преступник мог бы скрыться до законного суда (Ис.Нав.13–21); 3) последние годы Иисуса Навина; его предсмертные наставления; возобновление Завета в Сихеме, куда переносится Ковчег и где утверждается религиозный центр *амфиктионии.

Ряд отцов Церкви, следуя иудейской традиции, приписывал книгу Иисусу Навину, хотя в самом повествовании о нем говорится в третьем лице. Постепенно восторжествовало мнение блж.*Феодорита, согласно которому «книгу написал не сам Навин, а некто другой из живших позже» (Толкование на Ис.Нав., вопр.14). Поскольку весь корпус Исторических книг был завершен в *Плена период, критики школы *Велльхаузена относили к этому времени и Иисуса Навина Книгу. Однако данные библейской *археологии показали, что источники книги восходят к глубокой древности.

Паремии из Иисуса Навина Книги читаются в праздники Богоявления, Бесплотных сил и в Великую Субботу.

Два аспекта в вопросе об историчности Иисуса Навина Книги. Согласно (Суд.1:1–3) и др. свидетельствам, израильтяне при Иисусе Навине заняли лишь часть страны и остались жить в соседстве с хананеями. Между тем Иисуса Навина Книга изображает события так, словно язычники были полностью истреблены или вытеснены. В Суд.18 сказано, что сыны Дановы много времени спустя после Иисуса Навина все еще странствовали по Ханаану в поисках удела, тогда как по Иисуса Навина Книге, вся страна была разделена между коленами. Это свидетельствует о том, что картина, нарисованная в книге, скорее схематична и символична. Ее цель – напоминать, что между израильтянами и язычниками не должно быть контактов. Постоянный соблазн идолопоклонства объясняется присутствием местного населения. Непримиримый тон книги обусловлен именно этим соблазном.

Тем не менее символический характер сказаний Иисуса Навина Книги не исключает достоверности важнейших событий, описанных в ней. Раскопки в Лахисе, Асоре и др. ханаанских городах обнаружили следы пожаров, разрушений, поспешного бегства. Они относятся к концу 13 в. до н.э., т.е. ко времени, которое принято сегодня считать датой вторжения в Ханаан (о раскопках в Иерихоне см. статьи: *Гэрстанг; *Кеньон К.).

Богословие Иисуса Навина Книги. Хотя Ханаан в эпоху Иисуса Навина представлял собой конгломерат разобщенных городов-государств, жители его были достаточно сильны, чтобы противостоять плохо вооруженным пришельцам из пустыни. Поэтому вступление в землю обетованную требовало веры в слово Божье, которое обещало Ханаан потомкам Авраама. Уже во времена Моисея вера эта у многих сильно колебалась (Числ.14:1–4). Чудесный характер завоевания указывает на то, что помощь Божья приходит лишь к твердым в вере. Уверовавшие должны не просто пассивно принимать дар Божий, но прилагать усилия, чтобы воспользоваться этим даром. Таким образом, события глубокой древности, почти современные Троянской войне, становятся в Библии *прообразом сотериологического процесса в *Домостроительстве. Свт.Кирилл Иерусалимский указывал на прообразовательный смысл перехода через Иордан как на символ крещения (Огласительные слова, X,II). О языческом правиле херема, которое имело место в истории Иисуса Навина, см. статью *Этика библейская.

Святоотеческие комментарии: блж. *Августин, О Граде Божием, К Марцеллину против язычников, Творения, ч.3–6, К.,1880–1887; *Феодорит Киррский, Толкование на Книгу Иисуса Навина, Судей, Руфь, Творения, ч.1, М.,1855.

Зверинский С., Сирия и Палестина до исхода евреев из Египта, по египетским монументам (из книги «The Exploration of Egypt and the Old Testament», by J.G.Duncan), «Странник», 1913, № 5; Иванов В.В., Иисус Навин, МНМ, т.1; К., Палестина и восточные страны во времена Иисуса Навина, ВиР, 1896, №14; Кн. Иисуса Навина, «Символ», 1984, № 12; прот. *Князев А., Ветхий Завет. Исторические книги, Париж, 1952; Лебедев В.К., Славянский перевод Книги Иисуса Навина по сохранившимся рукописям и Острожской Библии, СПб.,1890; *Елеонский Ф., Кн. Иисуса Навина, ТБ, т.2; *Рыбинский В., Иисус Навин и книга Иисуса Навина, ПБЭ, т.6, с.587– 596; Хант И., Книги Иисуса Навина и Судей, Колледжвиль, 1965 (Ркп.МДА); *Bright J., A History of Israel, Phil., 1972; Soggin J.A., Joshua, Phil., 1972; JBC, v.1; см. также стати *Допленный период и обобщающие труды Брайта, *Де Во, *Лопухина, Р.*Киттеля, *Нота; иностранную библиографию см. в книгах: Childs, p.239–253; Boling R.G., Joshua (Anchor Bible), Garden City (N.Y.), 1982.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle