прот. Александр Мень

Источник

Амо́са проро́ка кни́га

Амо́са проро́ка кни́га. Входит в сборник 12 *Малых пророков, содержит 9 глав, состоит из отдельных изречений, написанных в поэтической форме и собранных воедино, скорее всего, уже после смерти пророка.

Личность Амоса и его эпоха. Амос был первым пророком-писателем и первой после Моисея важнейшей фигурой в Ветхом Завете. Откровение, данное ему, ознаменовало переломный момент в духовной истории Израиля. В нем со всей ясностью было изобличено *двоеверие, национальное превозношение и суеверно-магическое понимание обрядов. Роль боговдохновенных речей Амоса для всего дальнейшего пророческого движения переоценить невозможно. Их дух и стиль отразились почти на всех пророках, живших после него.

Амос не принадлежал к числу «царских» провидцев, связанных с определенными святилищами, не был и популярным вождем вроде тех, кто боролся с пороками общества политическими методами (как Ахия или Елисей). Его можно назвать «человеком из народа», поскольку основным его занятием было разведение овец и уход за плодовыми деревьями. Уроженец Иудеи, Амос жил на краю пустыни у г.Фекоя (ныне деревня Фекуи), расположенного в нескольких километрах к югу от Вифлеема, однако его кратковременное пророческое служение протекало в Северном царстве, куда он был послан Богом против собственной воли. Дух Божий превратил пастуха в вестника Неба.

Лев начал рыкать;

кто не содрогнется?

Господь Бог сказал;

кто не будет пророчествовать?

(Ам.3:8)

Амос пришел в Северное царство около 760 до н.э., накануне великой катастрофы на всем Ближнем Востоке. Набравшая силу Ассирийская военная держава лишь выжидала удобный момент, чтобы начать грабительские походы. Между тем в Самарии царила полная беспечность. Правление Иеровоама II (783–743), отмеченное успехами и победами, внушало людям мысль о милости Божьей. Все ждали «Дня Господня», когда народ Божий при помощи свыше одолеет своих врагов. Пышный культ в святилищах Самарии, Вефиля и Дана считался высшим проявлением благочестия. В то же время нравственный уровень народа стремительно падал. Рост богатства, имущественное расслоение, бесправное положение крестьян – все это было обратной стороной политических удач. Завет Моисея о нераздельности любви к Богу и ближнему был почти забыт. Амос не мог не видеть этого. Из его книги явствует, что он был одаренным поэтом и человеком весьма образованным, несмотря на принадлежность к крестьянскому сословию. И все же он едва ли осмелился бы бросить вызов власть имущим и всему народу, если бы не покоряющий голос Божий, который прозвучал в его душе.

Явившись в Вефильский храм, Амос во всеуслышание предрек его гибель и конец царской династии. Старший священник Амасия донес об этом царю, и Амосу было приказано покинуть Вефиль:

Провидец! пойди и удались

в землю Иудину;

там ешь хлеб, и там пророчествуй,

а в Вефиле больше не пророчествуй;

ибо он святыня царя и дом царский.

(Ам.7:12)

На это Амос возразил:

Я не пророк и не сын пророка;

я был пастух и собирал сикоморы.

Но Господь взял меня от овец,

и сказал мне Господь:

«иди, пророчествуй

к народу Моему, Израилю».

(Ам.7:14–15)

Из Вефиля Амос отправился в столицу Северного царства – Самарию. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Быть может, после изгнания из Самарии он вернулся на родину и записал открывшееся ему Слово Господне.

Память пророка Амоса Православная Церковь празднует 15 июня.

Содержание и композиция книги. Пророчества Амоса сгруппированы в 4 частях: 1) обличение грехов Израиля, Иудеи и народов, их окружавших: сирийцев, филистимлян, финикийцев, идумеев, аммонитян и моавитян (Ам.1–2); 2) суд Божий над ветхозаветной Церковью, призыв к покаянию (Ам.3–6); 3) семь видений, означавших грядущий Суд (Ам.7:1–9:10); 4) пророчество о восстановлении «скинии Давидовой» (Мессианское Царство) (Ам.9:11–15). Таким образом, главное содержание книги – Суд и покаяние. В ней господствует родственный духу Иоанна Крестителя суровый дух, пробуждающий совесть. Пророк беспощадно разрушает религиозные иллюзии своих современников как самообольщение и не боится встать в оппозицию всей Церкви и народу. Только уважение, которым были окружены пророки в то время, спасло смелого проповедника от кары.

Учение прор. Амоса.

1) *Двоеверие, которое допускало наряду с Яхве существование других богов, полностью отвергается. Яхве – Тот, Кто создает созвездия, Кто владычествует над стихиями земли и неба, Он Владыка и Творец мироздания, Саваоф, т.е. Вождь воинств небесных (звезд) (Ам.4:13; 5:8; 9:5–6). При этом Амос отнюдь не объявляет себя провозвестником новой религии. Его Бог – Тот Самый Бог, Который открыл Себя Аврааму и Моисею, и Амос видит в себе лишь продолжателя их дела, человека, который призван Господом напомнить людям о Нем.

2) Именно от Авраама и Моисея идет вера в избранность народа Божьего, которая, по Амосу, не есть привилегия или повод для гордыни. Как один из народов, Израиль ничем не выше других. Даже такое знаменательное событие, как исход из Египта, не дает права превозноситься.

Не таковы ли, как сыны Ефиоплян,

и вы для Меня,

сыны Израилевы? говорит Господь.

Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской,

и Филистимлян – из Кафтора,

и Арамлян – из Кира?

(Ам.9:7)

Избранность Израиля – в религиозном. служении, в служении Богу, Который предназначил его для Себя через Завет. Это предназначение влечет за собой великую ответственность.

Только вас признал Я

из всех племен земли;

потому и взыщу с вас

за все беззакония ваши.

(Ам.3:2)

Но значит ли это, что другие народы не отвечают перед Богом за свои дела? Косвенный, но совершенно ясный ответ дан в начале книги. Первым из пророков Амос обличает их не за то, что они язычники и находятся во власти заблуждений, а за то, что они попирали человечность, проявляли жестокость, нарушали союзы, угоняли мирных жителей в плен, убивали и грабили. Следовательно, Амос, как впоследствии апостол Павел (Рим.2:15–16), знал о «законе совести», который начертан в сердце человека.

Пророку открыто, что «День Господень» действительно придет, но придет с ним не внешнее торжество Израиля, как думали многие, а Суд Правды Божьей, которая всех подвергнет испытанию (Ам.5:18–20).

2) Господь через Амоса выносит приговор и традиционному благочестию, которое пыталось «задобрить» Бога дарами и жертвами, успокоить свою совесть неукоснительным соблюдением обрядов и праздников. Но поскольку нарушено главное требование *Декалога – служить Богу соблюдением нравственных заповедей, культ становится кощунством.

Ненавижу, отвергаю праздники ваши,

и не обоняю жертв во время

торжественных собраний ваших.

Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,

Я не приму их,

и не призрю на благодарственную жертву

из тучных тельцов ваших.

Удали от Меня шум песней твоих,

ибо звуков гуслей твоих

Я не буду слушать.

Пусть, как вода, течет суд (правосудие. – А.М.),

и правда – как сильный поток!

(Ам.5:21–24)

Пророк ссылается на простоту культа, которая существовала при Моисее в пустыне (Ам.5:25), и предсказывает, что праздники будут обращены в сетование (Ам.8:10). Ему известно, как расправляются власть имущие со всеми недовольными (Ам.5:12), но он, не колеблясь, бросает им обвинение: они превращают правосудие в отраву, попирают бедных, берут взятки, собирают сокровища грабежом и насилием.

Выслушайте это, алчущие поглотить бедных

и погубить нищих,

вы, которые говорите:

«когда-то пройдет новолуние,

чтобы нам продавать хлеб,

и суббота, чтобы открыть житницы,

уменьшить меру, увеличить цену сикля

и обманывать неверными весами;

чтобы покупать неимущих за серебро

и бедных за пару обуви...»

(Ам.8:4–6)

Социальные и нравственные преступления в глазах Божьих, по учению Амоса – это религиозные преступления, измена Завету и вере. Не случайно обличитель «храмового благочестия» первомученик Стефан ссылался в своей речи перед синедрионом именно на пророка Амоса (Деян.7:42).

3) Амос предсказал, что наступят дни, когда люди будут жаждать Слова Господня, но оно отнимется у них (Ам.8:11–12). Их не спасут древние святилища, на которые они надеются (Ам.8:13–14). Как возмездие придут черные дни: опустеют роскошные дворцы, умолкнут песни, упадет «дева Израилева», все будет разрушено и народ Божий будет рассыпан, словно «зерна в решете» (Ам.9:9). Пророк сам ужасается своих слов и восклицает:

Господи Боже! пощади;

как устоит Иаков?

Он очень мал.

(Ам.7:2)

Он взывает к народу:

Ищите добра, а не зла,

чтобы вам остаться в живых;

и тогда Господь Бог Саваоф

будет с вами, как вы говорите.

Возненавидьте зло и возлюбите добро,

и восстановите у ворот правосудие;

может быть, Господь Бог Саваоф

помилует остаток Иосифов.

(Ам.5:14–15)

Здесь впервые в Ветхом Завете звучит обетование об *остатке (евр. שאר, шеа́р). Поскольку слово Божье неотменимо, то ввиду недостоинства народа Бог сохраняет его освященное ядро, корень будущей Церкви, которая устоит среди всех невзгод, сохранив верность. Тема остатка будет проходить по всем пророческим писаниям и найдет свое завершение в Новом Завете (Рим.11:5).

С надеждой на остаток связано заключительное пророчество Амоса о возрождении «шатра» Давидова, возвращении изгнанников из плена и прощении. Некоторые толкователи считают (Ам.9:11–15) принадлежащим ученику пророка, поскольку тональность фрагмента резко отличается от сурового духа всей книги. Но достаточных оснований для такой гипотезы нет. И в других главах пророчество оставляет просвет надежды (Ам.7:3).

ЕЭ, т.2, с.318–330; свящ.Капралов Е., Религиозно-нравственное учение пророка Амоса и Осии, К., 1911; еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на книги св. пророков Амоса и Авдия, в кн.: Толкования на книги св. пророков, вып. 2, Вятка, 1873; ПБЭ, т.1, с.619–629; [свящ. *Побединский-Платонов И.И.], О пророческом служении Амоса и Книге его пророчеств, ПТО, ч.11, 1852; *Смирнов И. (еп.Иоанн), Пророк Амос, Рязан. ЕВ, Прибавл. к № 23, 1873, к №2–4,6,8,10–12, 1873/74; *Юнгеров П.А., Книга пророка Амоса, Каз., 1897; Enc. Kat., t.1, s.466–467; Childs, p.395ff; JBC,v.2,p.245–252 (там же см.библиограф.); RGG, Bd.1, S. 330–331; Weiser A., Die Profetie des Amos, Giessen, 1929; Sutcliffe T.H., The Book of Amos, L.,1939; см. также литературу к статье: *Допленный период ветхозаветной истории; Пророческие книги.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle